В феврале 2016 года пищевые продукты впервые за восемь лет заняли большую часть - 50,1% — в обороте розничной торговли России. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ.
Предыдущий рекорд был зафиксирован в мае 2009 года, когда доля продуктов достигла 49,6% розничного товарооборота. В 2015 году продовольствие занимало 48,6% от оборота, а в 2014 году — 47%. "Чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания", - поясняют авторы мониторинга.
"Проедание половины доходов - это ещё не самая забубенная бедность, конечно, а "сложная финансовая ситуация", - считает член Бюро, идеолог партии "РОДИНА", сопредседатель Социально-патриотического клуба "СТАЛИНГРАД" Фёдор Бирюков.
"Но всё же 50-процентный психологический барьер преодолён, как показывают данные Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ. Теперь гражданское большинство - наёмные работники - могут официально считать себя "бедным" классом. Но что у гражданина остаётся на "дне корзины": 50% на еду, 20% на услуги ЖКХ, 10% на лекарства, 20% на детей. Всё. На дне - ничего. И, конечно же, зачастую всех этих денег не хватает до следующей "получки". А ещё работодатели задерживают зарплаты. Всякое бывает. Как мы с вами уже отмечали, сегодня свою полную финансовую несостоятельность чувствуют 75% россиян", - напомнил Бирюков.
"Я предлагаю ввести в обиход термин "условная бедность". Это когда и до настоящей бездомной нищеты вроде далеко (жизнь бомжей и лютых алкашей всё же разительно отличается от жизни даже самого небогатого обывателя), и до скромной финансовой стабильности - как до Луны. Финансовая стабильность - это когда у тебя есть сбережения в банке или наличные, который можно тратить на жизнь в случае временной потери работы. Личный или семейный "стабфонд". Это, кстати, является и основным признаком т.н. среднего класса. Без него никакая финансовая стабильность невозможна. Наличие сбережений гарантирует отсутствие мгновенной бытовой катастрофы, если человек потерял работу и ищет новую. Большинство же из тех, кто сегодня тратит 50% своих денег на "поесть", в безработном состоянии могут разве что влезть в отвратительную кредитную историю с невежливым коллектором в финале. Парадокс в том, что иностранные трудовые мигранты-гастарбайтеры, откладывающие и высылающие деньги в свои страны, в долевом отношении более зажиточны, чем имеющие гораздо больший доход россияне. Но тут всё дело в радикальном бытовом минимализме мигрантов, это именно курьёз, иллюстрирующий ситуацию. В современном российском обществе самая многочисленная социальная группа - "условно бедные", а не средний класс. "Условно бедными" являются наёмные работники частного и государственного секторов, пенсионеры, молодёжь", - считает идеолог партии "РОДИНА".
"При этом Россия не США или Индия, где государственная стабильность может вполне уживаться с десятками миллионов неимущих. У нашего народа чувство социальной справедливости традиционно обострено. Социальная справедливость наряду с патриотизмом - самые сильные национальные идеи русских и других народов Российской Федерации. Игнорирование властью роста числа "условно бедных" и просто бедных в стране чревато самыми серьёзными социально-политическими проблемами. Тем более, что доходы "политического класса" в стране стабильно растут вне зависимости от любых "санкций", "кризисов" и цен на энергоносители", - напоминает Бирюков.
Поэтому, полагает Фёдор Бирюков, "необходимо государственное стимулирование уровня жизни россиян, пускай искусственный, но рост зарплат и снижение цен на основные расходы обычных семей". "Необходимо регулирование экономических процессов в стране в интересах большинства населения. Национальная экономическая политика должна проводиться под девизом: "Деньги - народу". Потом, когда волна бедности отступит, можно будет повысить либеральный градус экономики. Но сегодня экономический организм России жизненно нуждается в доброй порции социалистических витаминов роста. Сегодня нужно отставить в сторону любые идеологические споры. Только реализм. Перебороть "условную бедность" и добиться для начала хотя бы "условного благосостояния" большинства русско-российской политической нации - вот главная на сегодня и вполне реалистичная задача государства и политических партий, для которых патриотизм служит не абстрактной "разнарядкой от начальства", а руководством к действию", - резюмирует политик.