Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова Дмитрий Нечаев опубликовал в еженедельнике "Экономика и жизнь — Черноземье" анализ предвыборной ситуации в Воронежской области и России в целом . Публикуем фрагмент статьи.
Основные риски и издержки избирательной кампании 2015 г.
Во-первых, это, возможно, низкая явка избирателей, что существенно влияет на уровень доверия и поддержки региональной власти, органов местного самоуправления. Стоит также отметить, что невысокая явка была характерна и для выборов главы администрации городского округа город Воронеж в 2013 году, и на губернаторских выборах 2014 года. Имеет смысл акцентировать внимание на то, что она (явка) будет ниже публично заявленной избирательной комиссией области в 65% от зарегистрированных избирателей. Низкая явка будет свидетельствовать в значительной мере о дефиците легитимности избранного регионального парламента, низкого одобрения деятельности прежнего состава регионального депутатского корпуса среди жителей региона.
Во-вторых, это запредельное использование административного ресурса на выборах, в первую очередь органами местного самоуправления. Для них, в силу неэффективности низового уровня власти в деятельности по социально-экономическому развитию своих территорий, это один из немногих шансов на получение индульгенции от вышестоящих уровней власти. Поэтому прессинг населения по явке и голосованию за нужных лиц, давление на комиссии, откровенный вброс бюллетеней в интересах определенной части кандидатов будет определять итоги выборов, особенно в сельских районах области.
В силу наличия этих политических трендов данным негативным факторам не смогут противостоять ни работа правоохранительных органов (негласное соглашение с исполнительной властью области), ни деятельность наблюдателей. В связи с этим не исключен вариант массового присутствия представителей радикальных общественных организаций на выборах, к примеру "Голоса", которые используют недовольство результатами выборов некоторыми политиками и партиями для дискредитации политического режима РФ как внутри страны, так и на международной арене. Вследствие этого органы власти и управления, правоохранительная система должны свести к минимуму открытый "ящик Пандоры" – фальсификации.
В-третьих. Излишняя перестраховка облизбиркома, необоснованное рвение управления региональной политики аппарата губернатора и правительства области привели к ряду нежелательных решений. В этой связи имеет смысл оценивать как ошибочное снятие партии "РОДИНА" с дистанции.
Участие этой политической силы могло бы привлечь дополнительное количество избирателей, которые гарантировали прохождение "РОДИНОЙ" 5% барьера. Кроме того, её представители, в случае попадания в Думу, могли бы более чётко проводить президентский курс, конструктивно критиковать региональную власть по проблемам ЖКХ, коррупции, насаждения местного авторитаризма, по ошибкам в сфере социальной политики и культуры, которые были ориентированы не на консервативные ценности, а на либерально-космополитические, западнические стандарты. Заслуживает особой критики и политика правительства области в отношении партий на тотальное администрирование (либо через колено, либо через проведение во все региональные отделения партий своих выдвиженцев), восприятие функции внутренней политики как сугубо декоративной и не требующей особых забот. В Воронежской области УРП в особом рвении дошли до откровенной приватизации парламентских и внепарламентских политических партий. Ну а то, что сделано с КПРФ, является особым уродством.
В-четвертых, участие в избирательной кампании, в том числе от "партии власти", официозных фигур из бизнеса и политики. Не исключено, что 2-3 из них могут стать депутатами областной Думы. Вместе с тем риски в их бизнесе, в принятии политических решений, связь с полукриминальными элементами могут создать почву для последующего внимания фискальных и правоохранительных органов и, как следствие, к дискредитации органа представительной власти. Кроме того, непрозрачная деятельность данных представителей бизнеса, оказавшихся в системе представительной власти, может стать предметом серьезных парламентских расследований.
В-пятых, управляемость выборов со стороны региональной власти (решение тактических вопросов по нужным результатам) не снижает остроту проблемы абсентеизма для нашего региона. Отсутствие конкуренции ("хлеба и зрелищ"), которая могла выйти на канализование негативных эмоций значительной части граждан, приводит к росту недовольства, рискующего перерасти в будущем в социальные протесты. А избранные депутаты не только не будут агрегировать и артикулировать данные настроения и требования, но и после выборов фактически самоустранятся от своих избирателей, поскольку "дорогу" в депутаты им давали не граждане, а областные власти.
Полный текст статьи читайте на сайте еженедельника "Экономика и жизнь - Черноземье".