Сходили с сыном на "28 панфиловцев". Коротко об увиденном: крепкий военный боевик, по смыслу близкий "Семи самураям", "Великолепной семерке" и "300 спартанцам" (эти сюжеты даже рассказывает своим товарищам один из героев-панфиловцев в качестве исторических былей). Но по видеоряду это, конечно, совсем другое кино.
Картина очень реалистична в материально-технических деталях: скрупулезно воссозданы образцы военной формы, огнестрельного оружия и тяжелого вооружения, даже солдатское курево - цигарки из газетных обрывков с махоркой. Отдельно стоит выделить центральную сцену фильма: собственно легендарный бой красноармейцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года. Здесь кино достигает максимума своей военно-исторической реконструкционности. Как в компьютерной игре, при просмотре этой битвы людей и танков очень хочется тоже пострелять "за наших". Так что эффект присутствия и зрительской вовлеченности определенно достигнут.
В целом же "28 панфиловцев" - однозначно монументальная лента, как те советские памятники героям Великой Отечественной войны, что демонстрируются на экране в финальных кадрах. Жесткие контуры лиц, грубая схематичность образов, подчиненность и вписанность каждой фигуры в строгие рамки проекта, - да, этот фильм, как памятник. Бетон, бронза, красные звезды - и прямо на перепаханной снарядами и пропитанной кровью земле. Памятник всем, кто сражался за Родину. Кстати, и немцы показаны просто как цели для стрельбы, ведь "враг будет разбит", и лишнее внимание к нему не предполагается в данном жанре. "Панфиловцы" - церемониальное кино, оптимальное к показу в дни воинской славы России. И народный сбор средств на его съемки еще больше подчеркивает монументальность и даже ритуальность фильма. При этом нет никакого особого "идейно-политического груза 200" ни "слева", ни "справа". Нет ни плохих сталинистов и хороших антисоветчиков, ни хороших сталинистов и плохих антисоветчиков. Есть сражающиеся за свою страну русские, украинцы, казахи и другие красноармейцы. Как пел Высоцкий: "Здесь нет ни одной персональной судьбы - / Все судьбы в единую слиты". Есть вполне определенный евразийский взгляд на ситуацию, это современный взгляд, в котором читается актуальная политическая миссия фильма. Есть совершенно элементарный патриотизм ("Родина - это земля, Отечество - то, что построили на земле отцы, Народ - люди, живущие на земле", "мы все за Россию сражаемся, значит, русские"). Отсутствует как класс нередкая в военном кино "грязная бытовуха" с "окопным сексом" и прочими элементами поп-мелодрамы. Военный памятник всегда строг, возвышен и однозначен. Мемориальность исключает противоречие между фактом и мифом, уравнивая все и вся в жаре и холоде боевой славы. Кстати, "28 панфиловцев" - очень холодное зрелище, несмотря на обилие танковой, пушечной. пулеметной и прочей стрельбы. Холодный, ледяной фильм, как Вечный огонь, на котором нельзя греть руки.
Пожалуй, после просмотра чувствуется определенная пустота, как, опять же, в большинстве памятников, и невысказанность. Это было бы недостатком, будь фильм обычной человеческой историей. Но в данном случае все как раз наоборот. Это кино - памятник на братской могиле. Как опять же у Высоцкого: "У братских могил нет заплаканных вдов - / Сюда ходят люди покрепче". Этот фильм - презентация подвига. Да, именно так - презентация русского героизма.
В общем, "28 панфиловцев" - удачный патриотический боевик. Красивая советская легенда в современном прочтении.
Источник: Федор Бирюков в Живом журнале