Министерство образования и науки РФ выпустило на днях новый приказ о вступительных экзаменах. И если до его вступления в силу (23 февраля) абитуриенты должны были сдавать русский язык, профильный предмет и ещё один или два предмета по выбору вуза из двух дисциплин, предложенных ведомством, то в новом приказе сохраняется русский язык, профильный предмет и общее количество экзаменов (три или четыре). При этом вузам дается больше предметов на выбор (не два, а от трех до пяти) в качестве третьего экзамена. Помимо того, они по своему усмотрению могут добавить четвертый экзамен: иностранный язык, географию или историю.
Новый приказ вызвал активное обсуждение в обществе, так как выходит, что многие абитуриенты вынуждены будут сдавать совсем не те экзамены, к которым они готовились, нанимая для этого репетиров, посещая курсы и т. д.
Среагировав на ропот, Минобрнауки выпустило пресс-релиз, где рекомендовало вузам не менять перечень ЕГЭ. "С учетом того, что поступающие уже начали готовиться к вступительным экзаменам, мы рекомендуем вузам выбирать тот же экзамен, что и в прошлом году, чтобы не дезориентировать абитуриентов", — заявила глава департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева.
Прислушаются ли вузы к рекомендациям, проигнорировав, по сути, ранее выпущенный приказ –покажет время.
Как считает член Президиума Политсовета партии "РОДИНА" Фёдор Бирюков, "Минобразования продолжает по-гайдаровски планомерно разрушать и без того шаткую систему отечественного образования".
"Какой-либо внятной стратегии в действиях чиновников давно уже не прослеживается. Сначала была битва за ЕГЭ. Пришлось изнасиловать все общественное сознание, чтобы закрепить, наконец, это новшество. Худо-бедно, но школьники стали сдавать ЕГЭ и поступать в вузы по новым правилам. Разумеется, тестовая унификация экзаменов - глупость и ведет лишь к массовой дебилизации. Или, пользуясь терминологией Константина Леонтьева, вторичному упрощению, переходящему в разложение", - написал политик на своей странице в Facebook.
"Чтобы система ЕГЭ начала хоть как-то работать на Россию, необходимо время. Нужна эволюция образовательной практики, психологии преподавателей и учеников, всеобщая адаптация к новым условиям. И в результате - максимальное изживание всех негативных аспектов, "преодоление ЕГЭ" в его первозданном виде, консервативная революция. Россия в таких "преодолениях" знает толк лучше других! Но бюрократы-радикалы из Минобразования как раз времени-то и не дают, постоянно навязывая школам и вузам очередные "инновации". Такое впечатление, что над составлением соответствующих циркуляров трудятся бригады гастарбайтеров, которых меняют каждый квартал. И они начинают заново, с чистого листа. Такие "игры бюрократов" были бы безобидны, если их проводить в тестовом режиме где-нибудь в санатории близ Сколково. А потом продавать полученные "проекты" в отдаленные слаборазвитые молодые демократии. Но проблема в том, что все эти противоречивые и абсурдные идеи приходится воплощать в реальной российской жизни. И тут получается, как в анекдоте про студента в аду: "Вдруг вечером стук в дверь. Студент открывает, а там черт с ведром гвоздей стоит: "Ну, что, студент, сессия?", - иронизирует Фёдор Бирюков.
"Сейчас сложилась именно такая ситуация. Последствия авральной "переэкзаменовки" можно даже подсчитать: сколько выпускников школ не поступят в вузы, скольких студентов в результате лишится высшая школа, скольких профессионалов не досчитаются в науке, промышленности и прочих сферах деятельности. В общем, сколько потеряет Россия от бюрократического маразма? И еще - сколько коррупционеров погреют руки в угаре тотальной "переэкзаменовки"? Кстати, неплохая задачка для Счетной палаты и Следственного комитета!" – отмечает Бмрюков."Вообще, экзамены по своей сути - лишь контрольный механизм. И церемониал. К качеству и содержанию знаний они не имеют непосредственного отношения. Поэтому-то практика нынешней школы не учить детей, а именно "натаскивать на ЕГЭ" - порочная практика. Школьники - не собаки, чтобы их натаскивать. Но ритуальная сторона экзаменов предполагает определенные и устоявшиеся традиции. В различных вузах они разные, и складывались в течение десятилетий, если не столетий. Это нормально и удобно, когда родители, преподаватели и ученики за несколько лет до поступления четко знают, какие предметы придется сдавать в качестве вступительного испытания. И готовятся к этому, как к необходимому ритуалу инициации. А то, что делает сегодня Минобразования, тасуя перечень экзаменов, словно колоду крапленых карт, напоминает ещё один, куда более грубый анекдот. Тот, где в конце - "концепция изменилась", - резюмирует Фёдор Бирюков.