О роли государства в деле воспитания патриотизма и своем отношении к этому вопросу в ходе круглого стола в Мосгордуме "Патриотизм – дорожная карта развития гражданского общества" рассказал Фёдор Бирюков, сопредседатель Социально-патриотического клуба "СТАЛИНГРАД" и идеолог партии "РОДИНА":
- Интернет сегодня настолько мощная и объёмная стихия, что разобраться в ней и найти нужную информацию крайне сложно. Но, к сожалению, сектор военно-патриотической работы не является самым модным в Интернете. Поэтому рассчитывать на то, что он перекроет информационную блокаду со стороны официальных лиц, надеяться не приходится. Здесь я настроен пессимистически.
Поэтому хочу сказать об участии государства в патриотическом воспитании. На многих мероприятиях патриотической направленности я часто слышу один и тот же тезис – интерес государства к этой сфере минимальный. И это притом, что участники круглого стола имеют уникальный опыт в этой области, "ноу-хау" и креативные идеи, которые придумываются вами и реализуются в своей деятельности, несмотря на отсутствие аналогов многих действующих клубов и некоммерческих организаций.
Проводятся круглые столы, совещания на разных уровнях, предоставляются для них площадки и на этом, пожалуй, деятельное участие государства в этой области заканчивается. Причём мероприятия патриотической направленности проходят через запятую с мероприятиями по защите животных, благоустройству территории и тому подобными. Уж таков режим работы наших государственных органов. И это несмотря на то, что президент Путин не раз, особенно в последнее время, говорил о том, что патриотизм - это основа, фундамент нашего гражданского общества и государства.
Кстати сам тезис гражданское общество до недавнего времени был монополизирован прозападными либералами. И только после начала украинских событий, после Евромайдана патриотическая общественность поняла, что бросать общество и граждан на произвол судьбы, оставлять их наедине с агрессивными прозападными либералами очень опасно и чревато последствиями. Сегодня мы видим, что со стороны государства к патриотизму сохраняется отношение как к дополнительной опции, некой "пристежке", которую можно использовать, а можно и не использовать.
На мой взгляд, патриотизм сегодня это не только стиль жизни общества и государства, но и защитная реакция, инстинкт самосохранения, тот панцирь, тот скелет, который помогает государству и обществу сохраниться. В России исторически нет четкого разграничения, нет такого колоссального противостояния между гражданским обществом и государством, которое наблюдается на Западе. И даже в самые сложные периоды, когда общество и государство находились в стадии "холодного" противостояния, взаимодействие между ними более тесное, чем на Западе.
Парадоксально, но на Западе, где есть чёткое разграничение гражданского общества и государства, участие последнего в деятельности гражданского общества в области патриотического воспитания на порядки выше, чем в России. Сегодня, когда России брошен очередной исторический и геополитический вызов, когда против нас ведётся открытая экономическая война, когда миллиарды долларов брошены на создание целой армии некоммерческих организаций в странах бывшего СССР и в самой России, деятельность которых направлена на подрыв государственного суверенитета, на борьбу с официальной властью и патриотическим направлением в обществе, в это время мы всё равно собираемся также, как и любители животных, через запятую.
В этом я вижу самую важную проблему. Пока государство не начнет понимать это, а чиновники местного, регионального уровня, и федерального в том числе, как основного заказчика на патриотизм, дело с мертвой точки не сдвинется. Патриотизм, это не только горение сердец, не только энтузиазм, не только мировоззрение личности или некоторых объединений и сообществ. Патриотизм, как целостное явление современной реальности, является, в том числе, и продукцией, к которой надо подходить креативно. Но сегодня хороший правильный креатив в современных средствах массовой информации стоит денег, о чем мы не раз говорили. Вот эти деньги и должно давать государство.
Я понимаю, что в ситуации прямого военного столкновения в каждом районе, в каждой области, в каждом городе найдутся люди, которые будут сопротивляться как партизаны. Мы не отдадим нашу землю. Но что станет с государством? Что будет с чиновниками, которые сегодня получают деньги от государства? Или им не нужен панцирь, не нужна защита? Только лишь проведением мероприятий, которыми в основном занимаются госорганы, этот вопрос не решить.
Патриотизм, это не сменный костюм, который одел, а потом переоделся и пошел в другом наряде. Патриотизм, это постоянное ощущение себя на своей земле как части русской цивилизации, это ощущение и самоидентификация себя как русского и россиянина в любой точке мира, в любое время и в любой ситуации. И для этого должна проводиться системная работа.
Мы говорим о молодежных, пионерских и других организациях. В американских и европейских фильмах мы видим много героев, которые являются или были скаутами, или похожими на пионеров, активистами. Даже в простых сюжетах, не связанных с патриотизмом, фигурируют скауты, вожатые, которые сражаются со злом и другими недостатками. И это оказывает подспудное влияние на психологию человека. Зритель видит, что героем фильма, лидером является молодой человек, патриот и скаут.
А теперь вспомните, когда в последний раз у нас в кино, на телевидении героем увлекательного креативного сюжета был скаут, пионер, член поискового отряда или военно-патриотического клуба? Я, например, таких фильмов не встречал.
В то же время нельзя недооценивать роль кинематографа и центральных телеканалов. Никакой Интернет, никакие сайты, никакие сериалы, радиостудии и Интернет телевидение не могут конкурировать сегодня с федеральными каналами, которые смотрят в большинстве регионов России. Сегодня везде есть первый и второй каналы, а также свои местные телеканалы. Но зачастую на них мы видим ток шоу - кто на ком женился, кто кого убил и другие жареные сенсации. Даже мировые новости подчас преподносятся в гротескной форме.
И хотя за последнее время проведена серьезная работа, многие из созданных информационных структур являются частными, которые поставлены на службу государству. Но государственные структуры, которые серьезно занимаются информационными войнами, не созданы. Это проблема, о которой говорят сегодня многие, от рядовых участников военно-патриотических организаций до серьезных экспертов и чиновников.
Поэтому мы, имеющие возможность использовать рычаги государственной власти, должны ставить вопрос перед федеральными, региональными и местными госорганами – нам нужен госзаказ на патриотизм, на патриотическое воспитание. Нам нужен выход на федеральные каналы, которые будут посвящены патриотическому воспитанию, защите национального суверенитета и национальной идентичности в современных, практически военных условиях. Нам нужны телесериалы и художественные фильмы, которые изображали бы тех, кто занимается патриотическим воспитанием и их подопечных привлекательными, примером для подражания современной молодежи.
Однажды я прихожу вечером домой, а мой сын, который в этом году пошёл в первый класс школы, поёт песню "Вставай, страна огромная". При самостоятельном просмотре телевизора ему понравилась эта и песня "Катюша". Его никто не заставлял, ему просто понравилась эта песня. Но после этого в нём проснулся "код победителей" и он совершенно независимо от родителей, автономно стал стихийным нормальным патриотом. Теперь он самостоятельно, на уровне своего сознания интересуется новостями и понимает, что Россия сегодня ведет войну, и он понимает то, что не понимают многие чиновники. Шестилетний пацан многое понимает лучше дипломированных специалистов. Это парадокс, но такова реальность.
Поэтому я еще раз хочу обратить внимание на необходимость системной работы с государством и принуждению его к патриотизму, принуждению госорганов к выполнению тех указаний, тех тезисов, которые регулярно озвучивает наш президент Путин. Потому что патриотизм из идеологии, которая запрещена у нас Конституцией, из факультатива, из занятия в свободное время, должен стать основой деятельности, дорожной картой развития нашего гражданского общества и государства.
Если государство на это не решится и не пойдет, тогда ситуация сложится самым печальным образом. В условиях, когда наши министры либерального блока говорят о том, что денег хватит года на два максимум, то без живого креативного боевого патриотизма они могут закончится еще раньше. И тогда на поле общественного гражданского общества будут собираться совсем другие игроки, а наши дети будут патриотами, но уже не России, а других государств, других обществ и других идей.
Патриотизм, это чувство, которое свойственно всему живому существу и живому организму. Человек, особенно русский, относится к патриотизму с сакральным чувством. Не случайно Победа в Великой Отечественной войне имеет сакральное значение, а некоторые народы включали это событие в священные тексты и праздновали как религиозный праздник. И для нас на уровне нашего подсознания это религиозный священный праздник священной Победы. Можно сказать, что это русское воскресение, которое Россия празднует 9 мая.
И это должно быть воспринято государством не просто как рекомендации гражданского общества, как просьба о помощи, а как непосредственное руководство к действию, приказ. Приказ общества тем людям, которые по факту служат обществу и получают за это немалые деньги.
Я бы хотел обратиться к тем, кто имеет доступ к государственным рычагам с просьбой разработать совместно с гражданским обществом определенные законодательные предложения, которые обязали бы наши СМИ выделять конкретное эфирное время. Причем это время должно быть пропорционально задачам и вызовам, которые перед нами стоят сегодня. Это, в первую очередь, задачи выживания в глобальной войне, которая уже ведется сегодня, задачи развития и превращения России в одного из главных ведущих лидеров мирового сообщества, который гарантирует многополярность.
Эта миссия относится не только к органам государственной власти, но и ко всему нашему гражданскому обществу, к каждому из нас. Без государственной поддержки и целевого государственного финансирования ведение этого направления и достижение желаемого результата невозможно. Государство должно стать главным заказчиком патриотизма, как это происходит в других сильных странах современного мира. Если наше государство не станет таким заказчиком, то им станет другое государство. Это надо понимать. Сегодня у нас один выход – Родина или смерть, патриотизм или небытие! Третьего не дано. Государство должно нас услышать, или оно услышит совсем другие голоса.
Анатолий Соколов, ИА "Росинформбюро"