Ведущим столичным школам грозит банкротство. Как пишет Наталья Гранина на портале "Лента.Ру", в сентябре им в несколько раз сократили государственное финансирование. Теперь директора должны самостоятельно искать спонсоров или же урезать программы и вливаться в крупные образовательные корпорации. Чиновники от образования мотивируют подобные "реформы" заботой об обеспечении равного доступа всех детей к знаниям. Дескать, элитные школы нарушают принцип равенства. При этом укрупнение коснётся также спецшкол для инвалидов и девиантных детей. На практике уже имеются случаи слияния элитных школ и общеобразовательных заведений для, так сказать, особенных учеников. В результате уровень преподавания и успеваемости неизбежно падает в разы.
Абстрактное равенство оборачивается вполне реальным "эмбарго" на нормальный учебный процесс для всех детей. Родители и преподаватели бьют тревогу: московский опыт уже внедряется в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди и другие регионы Российской Федерации, отмечает "Лента.Ру". А в самой столице школьная коллективизация продолжается третий год. И эксперты считают, что процессы внешней дифференциации просто спустились на внутренний уровень. Масса слабых учеников увеличилась, а показатели школ вынуждено вытягивать сильное меньшинство, новые юные "элитарии". Их успехи во многом определяются доходами родителей, которым приходится тратить ещё больше денег на дополнительные занятия в школе, а также репетиторов на стороне. Равенство ли это? Больше похоже на смесь идей Чучхе и либертарианства.
Школа подобна бочке мёда, которую способна испортить даже чайная ложечка дёгтя. Но чиновники лезут уже и не ложкой, а разухабистым половником, отравляя детский мир чернотой "тупозрительных" концепций, настоянных на подложном прагматизме. Реальную ценность воспитания и образования практически невозможно просчитать с помощью канцелярского калькулятора. Тут работают только долгосрочные инвестиции с высокими рисками. Это прекрасно понимают родители всех стран, отдавая детей в дорогие и престижные учебные заведения. Или же оплачивая дополнительные курсы, частные занятия и т.п. Но ценно только качественное образование. Оно не обязательно должно быть элитным. Советская школа могла дать большинству своих выпускников вполне приличный багаж знаний - абсолютно бесплатно и в общем порядке. При этом советский школьный конвейер позволял талантливым и амбициозным детям проявить себя, выделиться, отработать на "отлично с пятью плюсами". Такая элитарность рождалась из формального равенства с помощью труда, целеустремлённости и, конечно, природных способностей каждого отдельного ученика.
Демонстративно порывая с "совковой уравниловкой", современная российская школа пошла по запутанному пути. Слева - американские тестово-игровые практики сомнительного качества, весёлые обезьянки в цилиндрах. Справа - наши неповоротливые и ненасытные мамонты-бюрократы, которым подмахивают хитрые лисы, заучившие обрывки модных теорий. А посередине - ухабистая дорога, по которой куда-то едет школьный автобус с детьми, родителями и учителями. Пункт назначения мало кому известен, пассажирам бы в кювет не угодить...
Необходимо прекратить революционные эксперименты над российской школой. То ЕГЭ, то коллективизация. Чиновникам стоит отставить конспекты кавээнщиков и взглянуть на ситуацию по-настоящему прагматично. Стране нужен образованный народ. Это бесспорно. Значит, нужно поднимать уровень школьного образования. Тоже верно. Нужны деньги на повышение материальной базы, на зарплаты педагогам, на много чего ещё. Государство всё равно найдёт необходимые средства. Потому что Российская Федерация - богатое государство. Только система доходов и трат серьёзно хромает. Тем не менее, в перспективе деньги на школу есть. Но пока их нет прямо вот тут, на счету, не надо ломать уже сложившиеся удачные очаги новой российской школы, жирно мазать дёгтем по мёду.
Революции в школах надо изучать, а не устраивать.
Фёдор Бирюков, идеолог партии "РОДИНА", координатор Семейной Федерации