Истерика Кудрина, которая продолжается уже как минимум неделю и которая началась с выставления ультиматума лично Путину и патриотическому лагерю, а закончилась массовыми наездами на правительство Медведева (мол, и пенсий не поднимут, и экономического роста не обеспечат), должна сопровождаться и научно-практическими выводами.
Вариантов тут много, но самое главное: если гипотеза о переформатировании политического поля верна (а под нее уже собралось столько разных подтверждений, что это почти очевидно), то у "Единой России" проблемы. Что неудивительно, с учетом пенсионной реформы и других ее выдающихся достижений. Но если это так, то и правительство должно переформатироваться (поскольку премьер сегодня — лидер ЕР, да и само правительство в связке с Думой работает).
Кто-то скажет, что это совершенно не обязательно. Но опросы показывают, что только 10% населения поддерживают праволиберальные идеи, которые лежат в основе политики правительства РФ и партии ЕР, а остальные 90% (до пенсионной реформы было 80%) выступают активно против. Это значит, что если политическое руководство страны хочет политической стабильности, то оно просто обязано привести государственную политику в несколько более соответствие проблемам народа, чем это происходит сейчас.
Но этому правительству уже много-много лет (косметические изменения мы не учитываем). Это значит, что вокруг него сформировался пул лоббистов, которые решают различные "важные" вопросы. И любое существенное изменение состава правительства означает, что у лоббистов этих начнутся проблемы. Нет, мы ни в коем случае не считаем, что их (лоббистов) не станет вообще, но, весьма возможно, что это будут уже совершенно другие лоббисты. И те, кто решают вопросы сегодня, очень заинтересованы в том, чтобы те проблемы, которые еще можно успеть решить, решить быстро.
Что это значит, с их точки зрения? Что нужно срочно, пока сидят на своих местах те, с кем уже достигнуты устойчивые договоренности, провести те решения, которые готовились последние месяцы. Ну, там – организовать госпомощь тем или иным корпорациям, назначить на вакантные должности "правильных" пацанов, провести те или иные конкурсы и аукционы… Разумеется, вред от этого будет очень большой, но им главное — провести это как можно быстрее. При этом долгосрочные переговоры, основная суть которых — торговля об условиях и суммах, нужно отложить. Поскольку если ждать, то можно вообще ничего не получить.
Как это будет делаться? Правительство сейчас начнет активно принимать разные антикризисные программы (или дополнять уже существующие), включать в них разные пункты и их быстро реализовывать. Будут активно готовиться письма из министерств и вице-премьеров, многие из них (чтобы не блокировали в процессе) будут секретными, многие пойдут по упрощенному порядку согласования. Именно такую активность следует ожидать.
Можно даже предположить, что будет делаться конкретно. Достаточно просто пройтись по некоторым темам последних месяцев. Крабовые аукционы, назначения новых руководителей на "вкусные" компании, попытки приватизировать оборонные предприятия, расположенные в крупных городах на "вкусных" местах с мгновенным их разрушением и началом строек "эксклюзивных жилищных комплексов", проведение аукционов по распределению недр и так далее. Пользы для государства, разумеется, не будет никакой, окромя колоссального вреда. Но вариантов тут нет – вредители не успокоятся точно, пока не закончится политическая пертурбация.
Что здесь можно сделать? Только выводить ситуацию на чистую воду. Какие бы ни были секретные письма, темы-то, которым они будут посвящены, известны. Заводы, которые хотят отдать под застройку, компании, в которых хотят сменить руководство, тоже известны. И если мы не хотим, чтобы новое правительство, которое, будем надеяться, окажется более конструктивно настроенным по отношению к нашей стране и ее экономике, начало всю деятельность с разбора развалин и расчистки долгов, то нужно все эти истории максимально активно выводить на чистую воду уже сейчас.
Михаил Хазин, экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу