Общественный совет при Минстрое намерен в корне перелопатить правила игры на рынке капремонта жилых домов. Об этом пишет портал "Общественный контроль". Изменения грозят обернуться взрывом социального недовольства: взносы населения, и так находящиеся в основном в общем котле региональных операторов в банках, хотят отдать под контроль федеральному казначейству, которое, в отличие от банковских структур, проценты на суммы не начисляет. А инфляция за годы ожидания съест накопленные средства.
Корреспондент "Общественного контроля" обратился за комментарием к известному экономисту, председателю Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаилу Хазину:
- Михаил Леонидович, по инициативе Минстроя, взносы населения на капитальный ремонт домов, которые сегодня хранятся в региональных банках (на них капают хоть какие-то проценты), должны быть переведены под контроль федерального казначейства, где никаких компенсирующих инфляцию начислений не предусмотрено. На сегодняшний день речь идет более чем о 133 млрд "неосвоенных" рублей. Это предложение уже поддержали Игорь Шувалов и глава Минстроя Михаил Мень. В чем здесь рациональность? Что стоит за подобной инициативой? И почему, на ваш взгляд, и без того столь непрозрачно собираемые средства действительно не расходуются регионами по назначению?
- С точки зрения здравого смысла, любые долгосрочные вложения сегодня - это мошенничество. Почему? Да просто потому, что существующая экономическая ситуация не позволяет долго хранить сбережения! Если сегодня вложить рубль на 10 лет, то, скорее всего, еще до окончания этого срока он превратится практически в ничто.
Поэтому, с моей точки зрения, саму по себе идею фондов капитального ремонта нужно отменить. Точно так же, как надо отменить и негосударственные пенсионные фонды, потому что в них имеет место не накопление, а фактическая ликвидация сбережений граждан. Ну, а там, где происходит ликвидация, естественно, начинается мошенничество.
Все просто: люди, которые управляют этими фондами, прикидывают: ага, через 10 лет там все равно ничего не будет, так давайте мы их лучше сразу украдем!
Вот такая логика.
Но, если даже предположить вариант, при котором что-то все-таки останется, то, конечно же, желательно, чтобы управление было централизованным, так как контролировать малые финансовые структуры, особенно в нынешней ситуации, практически невозможно.
А экономическая ситуация, повторяю, сложная - банки в убытках. И давайте представим себе имеющий убытки банк, в котором лежат пенсионные деньги. Понятно, что у руководства этого банка возникает непреодолимое желание в лучшем случае закрыть убытки этими самыми пенсионными деньгами, а в худшем - попросту их украсть…
Что из всего сказанного следует?
То, что предлагает Степашин, скорее, паллиатив, полумера. Но она, по крайней мере, лучше того, что было раньше. Хотя, с другой стороны, понятно: вообще отменить эти самые отчисления на капитальный ремонт Степашин, конечно, не в силах…