Поиск по сайту
  • Главная
  • Новости
  • Михаил Хазин: О программе партии "РОДИНА" по экономическому подъему России

Михаил Хазин: О программе партии "РОДИНА" по экономическому подъему России

Категория — Новости политики
Опубликовано 5 ноября 2020

Достаточно бессмысленный с экономической точки зрения, но крайне идеологически вредный текст об экономических реформах в Белоруссии заставил меня дать достаточно подробный анализ. Но в самом этом анализе я объяснил, какими обязательными характеристиками должна обладать серьезная программа. На всякий случай, привожу цитату из самого себя:

"А напоследок напомню, что любая экономическая программа должна начинаться с ответа на три вопроса. Первый: кто будет инвестировать в ее экономику?  Второй: почему и какой объем они готовы инвестировать? И третий: куда, на какие рынки будет продаваться продукция, которую государство будет производить, почему эту продукцию на эти рынки пустят. А сама программа должна уточнять, как эти инвестиции оптимальным образом использовать и как эти рынки защищать". 

Соответственно, немедленно возникает вопрос, а могу ли я сам написать такую программу. Ответ простой: настоящая программа для правительства должна содержать описание большого количества отраслей и механизмы их координации, реформу структуры управления ими (для России — вещь абсолютно необходимая, я много раз объяснял, что действующая структура правительства делает невозможным любое конструктивное действие) и так далее. Это работа как минимум многих десятков людей на протяжение многих месяцев (ну, как минимум, 5-6). Сделать эту работу в одиночку невозможно в принципе.

Но вот написать преамбулу такой программы, в которой будет дан ответ на три описанных выше вопроса — дело вполне осмысленное. Более того, поскольку в последнее время обострилось то, что у нас называется межпартийная конкуренция, имеет смысл вначале пару слов сказать об этом. Я сейчас выступаю от имени партии "РОДИНА" (в которой возглавляю соответствующий Совет, хотя членом партии не являюсь) и поэтому нужно объяснить один важный момент.

"РОДИНА" — это право-консервативная партия. соответственно, главный объект ее интересов — это предприниматели, малые и средние (крупным самостоятельные партии не нужны). И на этом поле "РОДИНА" одна. Поскольку "Единая Россия" — это вообще не партия, а отдел в управлении внутренней политики, КПРФ — по сути должна быть лево-консервативной партией, хотя уже много лет вообще отказалась политической деятельности, став таким же отделом, как и ЕР (ну, хорошо, если КПРФ — отдел, то ЕР — управление), ЛДПР — либерал-популисты (то есть они вообще не заморачиваются идеологией, говорят то, что здесь и сейчас просят конкретные избиратели), чем занимается "Справедливая Россия" вообще науке не известно (хотя изначально она претендовала на лево-консервативные позиции). 

Есть у нас и левые либералы ("Яблоко", например), но с либеральной идеологией сейчас вообще сложно. Скорее всего, на лево-консервативную позицию будет претендовать новая партия "За правду", а вот с право-консервативным направлением серьезные проблемы. Собственно, я про это много раз говорил, когда я в 2016 году шел в Госдуму по спискам "РОДИНЫ", то имел в виду, что к власти в США могут прийти правые консерваторы в лице Трампа. И, соответственно, хорошо бы, чтобы у нас были легальные группы, которые могли бы говорить с группой поддержки Трампа на одном языке. Но … администрация Президента решила иначе и "РОДИНУ" в Госдуму не пустили. А зря.

Отметим, что роль право-консервативной идеологии очень велика. Хотя доминирующая право-либеральная конструкция и привела к тому, что 80% населения сдвинулось в левую сторону, но все равно процентов 15 за право-консервативной идеологией осталось. Но именно эти 15% отвечают за большую часть товаров и услуг, которые производятся в нашей стране. И если у нас реально начнется импортозамещение (при право-либеральной кредитно-денежной политике это невозможно), то роль этой группы в стране будет очень сильно расти.   

Отметим, что в 90-е годы эти 15 процентов поддерживали, скорее, право-либеральное направление (вначале Гайдара, потом — СПС), но либерализм себя настолько дискредитировал, в том числе в отношении к малому и среднему бизнесу, что слова "либерал" и "вор" стали в России синонимами. Что автоматически привело к тому, что партии, которые публично заявляют о поддержке либеральных реформ, никаких шансов на электоральный успех не имеют. Хотя политика правительства и связанных с ним структур, части ЕР, например, при этом абсолютно либеральная (можно добавить, например, агрессивную попытку протащить ювенальную юстицию, сейчас — в виде специальных "быстрых" судов по отъему детей из семей). 

Сегодня на повестке переформатирование всего политического поля. И не потому, что это кому-то хочется, а потому, что по абсолютно объективным причинам полностью меняется экономическая модель, обеспечивающая существование государства. Ну, точнее, есть ещё пока какие-то попытки сохранить старую модель с помощью незначительных, чисто косметических преобразований, но они обречены на провал. Просто потому, что при сохранении нынешней модели (в экономической сфере — право-либеральной) экономический спад будет активно продолжаться. А изменить его без изменения идеологии (а значит, политической модели) невозможно.

Соответственно, все попытки Администрации Президента придумать какие-то новые комбинации властных институтов в России приведут только к одному: полному и окончательному "сжиганию" авторитета Власти как таковой. Помнится, в 90-е еще долго народ верил, что "чекисты" неподкупны, очень высок был рейтинг Путина до пенсионной реформы 2018 года … Сейчас в пучине экономического спада будет полностью сожжен оставшийся у власти авторитет (отметим, что на местные власти после эпидемии COVID тоже надежды нет). 

Поэтому альтернативы смене либерального экономического курса не существует и, как представитель право-консервативной партии, я должен ответить на три поставленных в начале вопроса с точки зрения интересов малого и среднего бизнеса. Итак, если ли у нас инвестиционный ресурс? 

Ответ, есть, конечно. При том уровне монетизации экономики, который есть на сегодня в России, его увеличение (тут даже не нужно искать новые рецепты, достаточно вернуться к политике Геращенко 1999-2002 гг.) даст колоссальный эффект. Нужно только очень жестко ограничить возможности перевода этих денег в валюты и вывод их из страны. Именно по этой причине его нельзя давать коммерческим банкам, тут нужны новые банки, которые вообще не имеют валютных лицензий и которым запрещены спекулятивные операции. 

Теоретически, инвестирование могут осуществлять специализированные агентства развития, капиталы которых формируются из эмиссионных рублей, и которые могут осуществлять рублёвые расчётные операции (в том числе, открывать счета предприятиям), но не имеют право выходит на биржу, что валютную, что фондовую и кредитовать предприятия под залоги. Только проектное финансирование. Более того, ровно в силу того, что эти институты государственные, им можно вменить обязательство иметь открытые балансы.

Инвестировать они будут в новые (или расширяющиеся) предприятия малого и среднего бизнеса под строительство импортозамещающих предприятий (что гарантирует им сбыт). Возврат инвестируемых денег не предполагается, институты развития будут собственниками этих предприятий. Затем они могут продаваться (приватизация не нужна, они с самого начала будут создаваться как частные), малые — управленцам или всему трудовому коллективу (в формате кооператива или артели), средние — главным управленцам, которые и осуществляли реализацию проекта. Кредит под такую продажу под минимальный процент (1-2%) и на длительный рост (20-25 лет) должен автоматически выдавать какой-либо государственный банк.

Поскольку возврат вложенных средств не предполагается, себестоимость продукции, выпускаемой этими предприятиями, будет низкой и, с учетом фактического развала ВТО, может быть поддержан методами государственного протекционизма. Например, сегодня торговая наценка крупных сетей (в подавляющем большинстве — с иностранной юрисдикцией) составляет около 100% от отпускной цены предприятия. Но поскольку для новых предприятий себестоимость известна, можно принять закон, что наценка для покупателя для продукции этих предприятий не может превышать 30% то себестоимости. 15% производителю, 15% — торговле. Есть и другие варианты, которые обеспечат не только устойчивый спрос для таких предприятий, но и повышение уровня жизни за счёт снижения цен для потребителей.

С учетом того, что в процессе реализации такой программы ВВП России будет быстро расти (темпы роста в начале 2000-х составляли 12-15% в год), будут расти и потенциальные возможности монетизации. Далее, с учётом того, что созданные под развитие этой программы институты развития могут быть региональными и/или отраслевыми, возникают широкие возможности по созданию новой региональный хозяйственной элиты. А небольшие региональные банки, наработав опыт, могут затем стать основой для финансирования уже независимых от описанной программы малых и средних предприятий. 

Более того, после того, как станет понятно, что программа заработала, можно будет рассмотреть вопрос о том, чтобы пустить в неё (в контролируемых масштабах) иностранный капитал, в первую очередь малый и средний, с помощью дружественных России коллективных механизмов (которые, конечно, придётся создавать с нуля). С учетом серьезных экономических проблем в мировой экономике, желающих будет очень много, поскольку получать устойчивую прибыль в своих странах они уже не смогут.  

Как показывает самый предварительный анализ, ресурсов (финансовых за счет поднятия монетизации на нормальный уровень и спроса, за счёт импортозамещения) на устойчивый рост в 10% для такой программы хватит примерно на 20-25 лет. Но за это время вырастет новое поколение управленцев и экономистов, которые уже смогут разработать новые программы развития, с учетом происходящих в мире процессов.

Разумеется, реализация такой программы потребует воссоздания Госплана, который должен иметь среднесрочные и долгосрочные планы развития экономики страны (и Евразийского экономического союза), в соответствии с которыми должны выделяться эмиссионные средства. Без него эффективность программы будет сильно снижена, но само его создание потребует серьезных изменений в структуре экономики страны. В любом случае, центр тяжести управления экономикой должен перейти от чисто тактического органа (Минфина) к органу стратегическому (министерству экономики, на сегодня практически полностью разрушенного и превратившегося в департамент Минфина). Отметим, что это не случайно, а соответствует первоначальной логике либерального правительства, идущей еще от Гайдара. Стратегия России с либеральной точки зрения не нужна, этим должен заниматься МВФ.

Таким образом, такая программа принципиально противоречит интересам МВФ и связанных с ним организаций в России (Центробанк, Минфин, вся созданная за последние 30 лет приватизационно-финансовая элита). Иными словами, реализация такой программы возможна только силами государства и — при существенной смене управленческой элиты. Поскольку этот вопрос выходит за пределы моей компетенции, я только констатирую факт: мировая экономика выходит на траекторию долгосрочного непрерывного спада и либо мы идем вместе с ней, либо пытаемся нащупать альтернативные пути. В первом случае политическая элита вынуждена будет принять на себя все риски, во втором — есть шанс сохранить преемственность власти.

Обращаю внимание, что центр тяжести этой программы — региональный малый и средний бизнес, именно он будет главным реализатором и бенефициаром программы. Соответственно, будут серьёзные попытки разрушить эту программу на уровне крупного бизнеса (либо приватизационного, либо — либерально-бюрократического) с целью присвоения себе потенциальных эмиссионных ресурсов. Именно по этой причине я более или менее четко описал, как должны быть устроена система их освоения, которая в принципе не предполагает возможности приватизации и/или бюрократического освоения. Разумеется, в полной мере избежать этой опасности не получится.

Уточнять и детализировать эту программу на сегодня смысла нет. По очень простой причине — на нее нет запроса во власти. Но в случае изменения политических приоритетов она может быть достаточно быстро развернута. И нужно отдавать себе отчет, что из реально существующих политических партий логику, которая требует такая программа, несет только партия "РОДИНА". 

В заключение я должен отметить, что, теоретически, могут быть и другие программы, которые обеспечат России экономический рост. Но никто пока не предъявил не только такой программы, но даже и ответа на описанные выше три вопроса. В частности, можно отметить, что повторить опыт "индустриализация+коллективизация" (а они обязаны идти в связке) сегодня невозможно, по причине практически полного отсутствия деревенского населения. Таким образом, нам кажется, что только предъявленная модель может обеспечить России устойчивый рост на несколько десятилетий, повторив феномен 30-х годов прошлого века — устойчивый рост на фоне общего спада.

Михаил Хазин, экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу

Республика Ингушетия (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.