3 ноября, председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев вместе с председателем Совета "РОДИНЫ" по экономике и бизнесу Михаилом Хазиным провели конференцию в Воронежском государственном университете. На ней Хазин представил свое видение возможного развития российской экономической и политической системы.
– Какая, на ваш взгляд, основная проблема современной российской экономической модели?
– Мы живем в рамках модели Вашингтонского консенсуса в исполнении Егора Гайдара. Она построена на том, что Россия должна развиваться за счет иностранных инвестиций. Для их притока нужны финансовая стабилизация и низкая инфляция. По мнению российских либералов, этого достаточно. Они уменьшают монетизацию экономики, считая, что благодаря этому снизится инфляция. Однако они забывают, что инвестиции идут только туда, где можно получить прибыль. Если инвестор вложил в российскую экономику миллиард долларов, то он требует каждый год как минимум 100 млн долларов. В нашей стране за последние годы валютные доходы упали, поэтому российская экономика не в состоянии переварить новые инвестиции.
– СМИ пишут о рекордно низкой инфляции. По вашему мнению, это достижение или нет?
– 2,7%? А дальше цитата из "Мастера и Маргариты": "Поздравляю вас, гражданин, – в смысле там Орешкин или Силуанов, – соврамши". Обратная сторона этой медали такова, что официальная инфляция по итогам года составит 4%, реальная – 8%. Официальный темп роста экономики +2%. Таким образом, по факту мы получаем минус 2% в экономике. Потому и падает уровень жизни населения.
– Каковы способы решения проблемы социально-экономического неравенства?
– Сегодня вы потребляете, потребление увеличивает ваш долг, а прибыль отходит бенефициарам банков. Всегда есть тот, кто рассматривает ваш долг как свой актив. В результате вы – в убытках, а финансисты – в прибыли. Пока действует эта модель, неравенство будет увеличиваться. В то же время, как только эта модель будет изменена, появится колоссальное количество очень бедных людей бывшего среднего класса. И что с этим делать, совершенно непонятно.
– Какие вы видите способы смены этой модели? Вы упоминали в этой связи про революцию. Вы считаете, что это адекватное решение?
– Если говорить о том, как вообще можно выворачивать социально-политическую стабильность в условиях тотальной нищеты, то есть три варианта. Кроме религиозного и национального экстремизма (второй сейчас особенно распространен по всей Европе), есть еще третье направление – это управление бедными и очень голодными людьми (собственно, коммунизм). Я подозреваю, что у нас может возродиться именно коммунистическая традиция.
– Что, по вашему мнению, будет с Украиной?
– Я считаю, что лет через пять Украины вообще не будет. Через 2-3 года на границе Восточной Германии окажется пара десятков миллионов голодных образованных и злых людей, которых "кинули" по второму разу. Первый раз, когда их перестал кормить СССР. Второй – когда их перестанет кормить Брюссель. Главное, чтобы у этих людей не было оружия. Единственное, что можно сделать, – взять под международный контроль все арсеналы на территории Украины, поделить страну на кусочки и определить, кто что контролирует.