Российский экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин на своем сайте объяснил, почему члены политических элит не могут уехать на Запад и "зажить счастливой жизнью".
Так, Михаил Хазин пишет, что любая властная группировка существует в рамках корпоративных, государственных или проектных границ и строго соблюдает установленные правила. При этом не важна политическая идеология группировки – законы едины во всех: для либералов, консерваторов, коммунистов. Члены политэлит могут предпринять попытку продать свои ресурсы "чужому дяде", но в таком случае возникнет вопрос: кем они станут?
По мнению эксперта, только наивные обыватели могут полагать, что укравший денег чиновник может спокойно уехать жить в другую страну и счастливо жить. Дело в том, что за рубежом есть свои властные группировки, которые очень не любят, когда появляются люди с количеством денег большим, чем у них самих.
Например, если кто-то захочет уехать в итальянскую деревушку с запасом в 200 000 евро, то такому наглецу быстро дадут по рукам – чтобы не было желания выпендриваться. В Гонконге критическая сумма будет на порядок выше. Но рано или поздно человек столкнется с местными элитами, которые спросят о принадлежности к определенной группировке, а также о правах владения имуществом и деньгами. И если ответа не будет, а властная группировка не встанет на защиту, то у такого беглеца объемы активов могут существенно снизиться.
Михаил Хазин обратил внимание на исторический факт. Многие богатые купцы из России между революциями 1917 года уезжали на Запад с огромными капиталами. Однако никто из них не смог охранять свое имущество более 10-15 лет, никто не сумел выстроить свою империю за рубежом. А причина проста – они считались чужими. Исключениями являются Сикорский и Рахманинов – они гении, им закон не писан. Но и эти люди стали богаты лично, а не системно.
Политолог отметил, что практически никто отдельно взятый из любой властной группировки не сможет полноправно встроиться в западную группировку. В итоге Михаил Хазин пришел к выводу, что элита может существовать только в той среде, где она возникла. Попытка сбежать приравнивается к предательству. И тогда член группировки становится чужим среди всех.