Известный экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин на страницах своего сайта рассуждает о либеральной ресурсной базе в случае краха рынков.
"Уже накопленные финансистами ресурсы, в том числе и медийные, столь колоссальны, <…> что когда зверь будет окончательно загнан в угол, они не плюнут на все возможные приличия и не начнут "игру без правил"? Начиная от буквального убийства неугодных президентов, заканчивая провокациями и терактами с использованием ядерного оружия?" – на такой вопрос отвечает Михаил Хазин.
— Действительно, масштаб обрушения рынков, и последующего за ним хаоса, будет очень велик. Однако специфика управления, и государственного, и элитного, выстроена так, что происходит очень сильное разделение обязанностей. Грубо говоря, никакой "большой" человек, неважно является ли он банкиром или он является крупным политиком, или он является представителем элитной закулисы – он сам непосредственно не управляет ни силовыми структурами, ни финансовыми структурами, ни структурами законодательными, и вообще ничем.
Есть некоторые сложные взаимно переплетенные системы, и, соответственно, у каждого есть только своей элемент, а наибольшие успехи у тех, кто понимает, как эта система устроена. В основном это те, кто занимаются обслугой, то есть это помощники руководителей, управляющие делами и прочие. Посмотрите на хозяйственных функционеров ЦК КПСС - они как сели в конце восьмидесятых, при Горбачёве, так и сидят до сих пор. Тогда им было тридцать пять – сорок, сейчас им около семидесяти, но с ними по-прежнему абсолютно ничего нельзя сделать. Почему? Ровно потому, что они эту систему видят изнутри и очень хорошо умеют ею пользоваться. При одном условии: не вмешиваться в управление. Если начальник что-то командует – они в меру своих возможностей исполняют, постольку поскольку это не затрагивает их личных интересов. Начальник меняется – они начинают исполнять прямо противоположное.
Абсолютно аналогичные группы имеются и на Западе. Но при этом, если система начинает рассыпаться, то неожиданно выясняется, что все эти люди, включая сильных мира сего, – абсолютно беспомощны. Приходит отряд во главе с матросом Железняком, и тут-то выясняется: для того чтобы тебя охраняла охрана, тебе нужно обратиться к какому-то там заместителю директора ФСБ или соответственно к руководителю секретной службы Соединенных Штатах Америки. Ты туда звонишь, а там к телефону никто не подходит, или к телефону подходит человек, и на таком не очень грамотном языке, говорит: "А ты кто такой, падла, чтоб мне указывать?".
Вся проблема состоит в том, что в реальности устойчивых систем очень мало, и они на самом деле маленькие. То есть какой-нибудь очень богатый человек может сделать частную, свою личную систему охраны. Например, Потанин, Дерипаска и прочие такие же. И она действительно очень серьезная, очень крупная, она их охраняет от покушений, от таких же Потаниных. При этом мы все понимаем, что все эти люди – бывшие сотрудники КГБ, ФСБ, спецназа, еще чего-то. И все эти люди очень хорошо понимают, что они работают на олигархов только потому, что люди, с которыми они вместе служат, их просто направили - вот иди там подзаработай. Но если речь идет о выживании, то дальше – это вопрос, потому что они прекрасно понимают, что если империя экономическая рушится, то их никто не защитит.