В России создана общественная комиссия по разрешению межнациональных конфликтов. Ее возглавил член Совета при президенте России по межнациональным отношениям, депутат Государственной Думы, Председатель Общероссийской общественной организации "РОДИНА – Конгресс Русских Общин" и Всероссийской политической партии "РОДИНА" Алексей Журавлёв. Такое решение в понедельник приняли участники круглого стола в Москве.
Своей целью инициаторы видят примирение сторон в конфликтных ситуациях на этнической почве и "публичное осуждение людей, чье поведение бросает тень на национальные общины и организации". В случае особо тяжких преступлений комиссия намерена способствовать проведению независимого и объективного расследования, а при возникновении затяжных очагов напряженности создать рабочую группу оперативного разрешения ситуации.
Как устроена работа комиссии и каковы способы решения конфликтов на межнациональной почве, газете "Взгляд" рассказал Алексей Журавлёв.
"Взгляд": Алексей Александрович, когда комиссия приступит к работе и какими полномочиями будет обладать?
Алексей Журавлев: Комиссия сформирована. Мы дали неделю на подготовку предложений участниками круглого стола. Подобная комиссия уже есть, она называется комиссией по мониторингу конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. Она входит в состав Совета при президенте России по межнациональным отношениям. Но смысл созданной нами структуры заключается в том, чтобы не сверху решать такие вопросы, а снизу.
Мы привлекли максимум представителей диаспор, религиозных конфессий, чтобы самим выработать конструкцию, по которой мы могли бы предотвращать и решать межнациональные конфликты. Такой опыт есть у Конгресса русских общин (КРО). Достаточно большое количество этнических бытовых конфликтов можно решить на уровне диаспор – горизонтального отношения и связей между общинами и диаспорами.
Когда приезжаешь к ним и общаешься, то возникает простой диалог, в результате которого становится ясно, кто прав, кто виноват, и, соответственно, как правило, происходит примирение сторон. Я не говорю о громких уголовных преступлениях. Здесь в силу должен вступать закон. Это дело силовых структур. Но все остальное, что мы могли бы сделать: конфликтное поведение во дворах или в транспорте – это решаемые вопросы.
"Взгляд": Комиссия будет временной или постоянной?
Алексей Журавлёв: Постоянной. Другой вопрос, что состав ее будет расширяться. Сейчас это порядка 19 человек, но будет больше. У нас страна многонациональная. Должны появиться подгруппы. Еще в КРО мы хотели сделать определенную конфликтную карту. Если у нас существует компактное проживание тех или иных национальностей и они начинают иногда превалировать по своему составу над местным населением, то там могут возникнуть конфликтные ситуации. Мы их должны предотвращать, а не ждать, пока что-то произойдет. Речь идет об обычной культуре поведения.
"Взгляд": Еще летом вы собирались подготовить законопроект, «который обязал бы национальные общины сотрудничать со следствием, если на человека определенной национальности падает подозрение в совершении преступления». Какова судьба этой идеи?
Алексей Журавлёв: Когда мы начали разрабатывать законопроект, то столкнулись с определенной сложностью в том плане, что на сегодняшний день закон не позволяет это делать. Конструкция получается несколько притянутой за уши. Но мы прекрасно понимаем, что это необходимая вещь. Если у нас есть возможность в создании внутри каждой диаспоры и общины структуры, отвечающей за подобные вещи, которые взаимодействовали бы с правоохранительными органами, то вполне возможно, что такой законопроект появится.
По материалам газеты "Взгляд"