Как выяснил Минфин России в 2017 году более 96% закупок было проведено на неконкурентной основе. "Только 3,6% закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с требованиями гражданского законодательства", — говорится в годовом отчете ведомства.
Для того, чтобы самые выгодные закупки доставались своим, чиновники и должностные лица выдумали около пяти тысяч способов обхода конкурсных процедур. Самый популярный из них — это «иные способы». На него приходится 65,4% закупок. Второй по популярности способ — закупка у единственного поставщика (он был применен в 31,1% закупок). В целом, по данным реестра договоров, объем заключенных соглашений в 2017 году превысил 16,5 триллиона рублей. Примечательно, что государственные органы оказались конкурентнее госкомпаний.
О том, почему, несмотря на принимаемые меры, госзакупки становятся все менее прозрачными, и можно ли предпринять какие-то меры в отношении госкомпаний, чтобы заставить их соблюдать закон, высказывают свою точку зрения руководители региональных отделений партии "РОДИНА":
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Калининградской области, член Политсовета Дмитрий Новик:
У госзакупок без конкуренции есть две основополагающие причины. Одна из них общенациональная и глобальная – печальная экономическая ситуация в стране. Ввиду того, что экономический рост отсутствует, и на лицо все признаки кризиса, предприниматели хорошо осознают, что все деньги сосредоточены в руках государства, и единственный способ заработать – это участвовать в госзакупках. Вторая причина – это несовершенство законодательной базы, в которой предприимчивые коммерсанты находят лазейки для обогащения.
Бороться с коррупцией в сфере госзакупок можно одним способом – ужесточая и совершенствуя законодательство. Нужно закрывать дыры и лазейки в законах, наказывать нарушителей, и делать это не показушно, а так, чтоб каждый чиновник и предприниматель осознавал неотвратимость наказания.
Говоря о глобальной причине, то тут выход один - пора брать курс на оздоровление экономики, в т.ч. применение стимулирующих мер для развития бизнеса. Если мы об этом не позаботимся сейчас, то через 5-10 лет можем оказаться в ситуации, когда все деньги будут сосредоточены в руках государства, и тогда с масштабами коррупции не справится даже самая лучшая правоохранительная система.
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Псковской области Константин Вилков:
Говоря о коррупции в сфере государственных закупок, я хочу привести привет из Псковской области: как бы не печально это звучало, но не единожды привлеченный к административной ответственности за нарушение проведения госзакупок экс-руководитель городского хозяйства Пскова назначен на должность ИО заместителя главы администрации города, и на ближайшей сессии депутаты будут обсуждать его назначение. Хоть мы и не представлены в гордуме, тем не менее будем выступать на этом мероприятии с призывами не отдавать свой голос за человека, нарушающего закон. Подобные прецеденты создают неблагоприятную тенденцию: чиновники и предприниматели думают, что можно и обойти закон, ведь глобального наказания не последует.
Член Политсовета партии "РОДИНА", член регионального штаба Общероссийского народного фронта, координатор регионального проекта ОНФ "За честные закупки" Вадим Нуждин:
Буквально вчера в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий распространение положений 44-ФЗ на отдельные виды закупок юридических лиц. Это государственные компании и компании с госучастием, публично-правовые компании, а также юр.лица со стопроцентным участием государства в уставном капитале – в общем, все те, что закупаются по гораздо более мягкому 223-ФЗ. Какие закупки планируется подвести под действие 44-ФЗ? Те, что проводятся за счет бюджетных средств, направленных на капитальные вложения. Бюджетные субсидии, инвестиции, целевые средства на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества. Все это – составная часть большой работы по повышению прозрачности закупок, эффективности бюджетных расходов. Также я уверен, что одной из самых эффективных мер по предотвращению коррупционных сфер в госзакупках является неотвратимость наказания!
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Республике Башкирия Арсений Маслов:
Коррупционным схемам в сфере госзакупок, в первую очередь, способствует то, что в законодательстве имеется пробел в части определения "иные способы", и отсутствуют четкие критерии обоснования для его применения. Аналогичная ситуация, при проведении закупок складывается у так называемых единственных поставщиков.
Например, как могут быть единственным поставщиком у «Роснефти» и Тепловых сетей - поставщики металлоконструкций, или при продажах - покупатели лома черных металлов? Или у управляющих компаний, фактически созданных муниципалитетами, и которым без конкурсов, были переданы в управление многоквартирные дома (работы по обслуживанию лифтов, обслуживанию вентиляционных каналов, тепловых узлов и т.д., ставшая кормушкой для бизнесменов при власти)?
Как следствие, это ведет к удорожанию услуг и товаров для обычного населения, то есть к обнищанию одних за счет обогащения других - распорядителей бюджетных или опосредовано бюджетных средств налогоплательщиков, а также является обоснованием для предприятий к повешению тарифов в профильных комитетах и в других органах власти, обоснованию формальных убытков, нерентабельности и т.д. В конечном итоге подобные схемы госзакупок ведут и к росту себестоимости у других предприятий, снижению конкурентоспособности российской продукции и т.д. (наряду с постоянным ростом тарифов, никак не зависящих ни от реальных цен в России, ни от роста/обесценивания рубля и т.д.).
При этом, как правило эти же предприятия (как минимум вошедшие в ТОП-5 организаций, обходящих проведение открытых конкурсов), конечно под эгидой роста благополучия народа России и под эгидой заботой о других предприятиях и населении, являются получателями различных дотаций и субсидий из налогов. То есть оплачиваются нами же! И после этого руководители этих предприятий и их кураторы от лица органов госвласти лицемерно заявляют о поддержке малого предпринимательства (хотя априори исключают их участие в торгах, предъявляя завышенные требования к участникам, не допуская или отменяя результаты аукционов по пустяковым формальным основаниям. Не говоря уж о невозможности фактически оспорить решения). Договора с нашими ТОПовыми компаниями по сути являются кабальными, и единственным условием успешного сотрудничества с ними (сдача работ, своевременное получение денег и т.д.) является наличие банальной "крыши".