Иностранные граждане получат возможность избежать депортации в случае совершения незначительного правонарушения. По новым правилам, которые сейчас разрабатываются в МВД, у них появится альтернатива — самостоятельно купить билет и уехать под надзором полиции. Это одна из мер по гуманизации миграционного законодательства, но обусловлена она стремлением сэкономить на содержании нарушителей и их депортации.
Оценить реальное количество иностранных граждан, находящихся на территории России, очень сложно. ФМС и экспертные организации сильно расходятся в своих оценках объемов трудовых мигрантов, находящихся на территории России. Согласно данным, представленным на сайте ФМС, на сегодняшний день официально зарегистрировано порядка 3 млн человек. Однако нетрудно догадаться, что в реалии мы получим совсем другие цифры, поскольку существует еще и категория нелегальных мигрантов. Сколько денег тратится из государственного бюджета на содержание иностранных граждан в нашей стране, посчитать очень сложно. Стремление сэкономить на депортации, конечно, похвально, но в силу сложившейся экономической конъюнктуры, роста преступности и угрозы попадания на территорию нашей страны радикально настроенных исламистов очень остро встает вопрос об ужесточении контроля над мигрантами, пересечением ими границы и пребыванием в нашей стране. А деньги из государственного бюджета могли бы быть направлены на решение ряда острых социальных проблем в российском обществе.
О том, как обстоят дела с трудовыми и нелегальными мигрантами в регионах, о том, чего не хватает российскому законодательству для наведения порядка в сфере миграционной политики, высказывают свою точку зрения руководители региональных отделений партии "РОДИНА".
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Калининградской области Дмитрий Новик:
- Я против подобной инициативы, потому что она полностью нивелирует ответственность за нелегальное нахождение в нашей стране. То есть мигранты могут спокойно находиться в России, а, случись что, для них всегда будет открыта дверь, через которую совершенно спокойно можно вернуться на родину… Я считаю, что эта "привилегия" только усложнит процедуру выявления нелегальных мигрантов, сделает более фривольным их нахождение в нашей стране.
Не стоит в этом вопросе двигаться по пути упрощения процедуры депортации. Не нужно говорить и об экономии, поскольку экономика страны несет куда большие потери от их нахождения в России, нежели чем от отправки мигрантов домой.
Я выступаю за ужесточение миграционной политики и за введение "сертификата мигранта", о котором уже неоднократно говорил лидер партии "РОДИНА" Алексей Журавлев. Подобный документ будет являться неким гарантом законного пребывания мигранта на территории России и частично будет покрывать расходы на депортацию.
Мы все можем наблюдать печальный опыт Франции, которая долгое время не была достаточно жесткой и бесконтрольно пускала на свою территорию мигрантов, сформировав целый пласт маргиналов. Они, зачастую не зная французского языка, целыми семьями проживают во Франции и пытаются устанавливать свои порядки. Так быть не должно.
Если мы хоть немного уважаем себя, то нужно следовать положительному опыту ряда европейских стран и вместо дешевой рабочей силы привлекать высококлассных специалистов, которые могли бы своим интеллектом принести реальную пользу нации. В этом случае можно говорить и об ускоренной процедуре получения российского гражданства, и о выделении подъемных средств. Думаю, инвестиции в этом случае будут оправданы.
Я также не совсем понимаю программу, согласно которой люди, не являясь как таковыми соотечественниками, вдруг получают гражданство и денежную поддержку от государства. Вложения государства не гарантируют того, что они с удовольствием будут интегрироваться в нашу страну. Зачастую люди этого просто не хотят и идут по самому легкому преступному пути. У них нет стимула развиваться в стране, соблюдать закон, чтить традиции.
Подобную систему давно пора сворачивать. Хватит тратить средства налогоплательщиков на создание удобных условий жизни для тех, кто этого не заслужил или хочет воспользоваться в корыстных целях. Нам есть, куда потратить деньги…. В противном случае нашу страну ожидает «нелегальный пожар», который мы не потушим.
Давайте лучше думать о гражданах нашей страны, а если кто-то из соотечественников, проживающих за рубежом, действительно пожелает вернуться в страну, пусть имеет возможность ускоренно получить гражданство, и в данном контексте речь о материальной поддержке вообще не уместна. Если человек не в состоянии финансово обеспечить свой переезд, то быть иждивенцем на шее у государства тоже, считаю, не корректно.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Краснодарском крае Денис Панасенко:
- По данным Федеральной службы безопасности РФ костяк террористических, экстремистских и криминальных этнических групп составляют, как правило, нелегальные мигранты. На это очень четко было указано последними террористическими атаками в нашей стране.
К моему великому сожалению, мы все еще достаточно терпимо относимся к этому фактору риска, касающемуся каждого из нас. Нелегальная, неконтролируемая, криминальная миграция – это угроза безопасности для всей страны и каждого ее гражданина. В связи с этим, считаю, что должен быть систематизирован и даже в какой-то степени ужесточен контроль над въездом иностранных граждан в нашу страну, над их пребыванием на территории России и тем, чем они здесь занимаются. При этом, данные утверждения касаются не только специальных служб, но и каждого из нас! Мы не должны мириться с тем, что в соседнем доме или подъезде живут "странные" люди, занятые "странными" делами. Мы реально должны проявлять бдительность и ответственность в этом вопросе и стать защитниками своих собственных прав и своего собственного благополучия, не рассчитывая только на спецслужбы.
Кстати сказать, привлеченные региональным отделением партии "РОДИНА" в Краснодарском крае специалисты работают над стратегической концепцией безопасности территорий как раз в смысле повышения активности граждан, ответственности в предотвращении террористических угроз и иных экстремистских вызовов.
И, безусловно, сохраняя уважение к основным правам и свободам человека и гражданина, гарантированных, прежде всего, Конституцией РФ, мы должны максимально жестко и нетерпимо относиться как к факту нелегальной миграции, так и социальному поведению легальных мигрантов в нашей общественной среде.
Я убежден, что нарушения миграционного и иного законодательства, как самими мигрантами, так и теми, кто обязан их контролировать, теми, кто их приглашает в Россию, должны преследоваться максимально жестко и однозначно. Тут в полной мере должен работать принцип неотвратимости наказания, причем не растягивая это "удовольствие" на долгие дни и даже месяцы, а делая это быстро, в кратчайшие сроки. Считаю, что мы не можем себе позволить кормить нарушителей закона за свой счет! Лучше эти силы и средства направить внутрь страны. Уверен, идея о том, что, выдворяя мигранта из страны, мы не должны ему покупать билет на самолет от Москвы до Душанбе, до Тбилиси, Киева, или куда-то еще. Мы, защищая свою страну и своих граждан, доставляем его до контрольно-пропускного пункта страны, откуда он прибыл, и отпускаем на все четыре стороны.
В завершение отмечу, что Кубань, являясь приграничной территорией, в серьезной мере находится в зоне риска неконтролируемой миграции. И, хотя ситуация здесь, в том числе и благодаря духу моих земляков, достаточно спокойная, тем не менее в крае в полном объеме представлены те вызовы и риски, которые несет в себе неконтролируемая и неуправляемая миграция. Однако, уверен, что совместными усилиями, в том числе и при активном участии партийцев, эта ситуация не выйдет из-под контроля, не нарушит поступательное развитие нашего региона и не будет нести слезы и боль нашим согражданам.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Ленинградской области Валерий Шинкаренко:
- Либерализация миграционного законодательства вызвана нехваткой рабочих рук в экономике России, которая будет усугубляться из-за демографической ямы, созданной в 90-е годы. По экспертным оценкам дефицит трудовых ресурсов будет составлять порядка 10 млн человек. Если экономика РФ начнет устойчиво расти, то проблема станет еще острее. Вторая причина – финансовая. Государству не хватает денег на депортацию иностранных граждан, которые нарушили законы нашей страны.
Однако, простая либерализация миграционного законодательства без комплексной перестройки всех отношений между государством, иностранным гражданином и российским обществом только усугубит проблему. У нас, граждан Российской Федерации, появится чувство незащищенности перед огромным неконтролируемым миграционным потоком, который хлынул в нашу страну. Особенно актуальна эта проблема для жителей Санкт-Петербурга после взрыва в Санкт-Петербургском метро.
Попробуем нарисовать идеальную картину:
1. Российская Федерация создает миграционные центры в странах исхода: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, которые осуществляют организованный набор кандидатов – трудящихся мигрантов по заявкам работодателей.
2. В этих центрах будущие трудовые мигранты проходят обучение русскому языку, изучают обычаи и традиции народов Российской Федерации, основы законодательства, сдают соответствующий экзамен уполномоченному российскому ВУЗу.
3. Проходят предварительное медицинское освидетельствование на предмет инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатит, туберкулез и т.д.), отсутствие наркологических и психических заболеваний.
4. Проходят проверку квалификации по заявленной профессии.
5. Проходят проверку в правоохранительных органах страны исхода и в России.
6. Приобретают страховку, покрывающую возможные медицинские расходы на территории РФ, вплоть до репатриации тела (большое количество тел мигрантов лежат в моргах, и некому вывозить их на родину).
7. Получают банковские карты уполномоченных российских и местных банков, на которые будет перечисляться будущая заработная плата российским работодателем, что позволит уберечь мигрантов от возможных противоправных действий на территории Российской Федерации и будет являться гарантом стабильного получения семьей мигранта денежных переводов.
Таким образом, у трудового мигранта будет собран полный пакет документов для получения патента на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Организованные группы мигрантов приезжают в Россию, на границе их встречают представители миграционных центров, размещают в центрах временного пребывания, где они получают патент и распределяются по работодателям на заранее подготовленные места для проживания.
Знающие люди скажут, что мы на рисовали фантастическую картину. Однако, первый такой миграционный центр будет открыт в городе Самарканд Республики Узбекистан до конца 2017 года. Соответствующее соглашение, предусматривающее возможность открытия миграционного центра, было подписано 1 мая в Ташкенте руководителем Центра трудовых ресурсов Санкт-Петербурга Чистяковым А.И. и руководителем Агентства внешней трудовой миграции при Республике Узбекистан Асамовым Х.Ф.
Власти Узбекистана, в лице Министра труда Абдухакимова А.А. и Хокима города Самарканд Рахимова В.С., выделили здание и земельный участок для создания миграционного центра. Делегации Санкт-Петербурга был оказан теплый, дружеский прием и была выражена заинтересованность в скорейшем упорядочивании миграционного потока, как это уже сделал Узбекистан с другими странами-импортерами трудовых ресурсов – Японией и Южной Кореей.
У нас появляется реальная возможность для получения безопасной, квалифицированной, проверенной рабочей силы для нужд российской экономики без создания социальной напряженности в обществе.