Тут ленты социальных сетей из, прости Господи, Украины переполнены "праведным гневом" в отношении меня. Поскольку я, якобы, предложил уничтожить несколько миллионов украинцев.
Я, собственно, эти сети не читаю, но они лезут на глаза, поэтому нужно как-то более или менее внятно эту ситуацию отрефлексировать. Тем более что я принципиальный противник насилия, терпеть не могу обстрелов жилых кварталов из артиллерии, геноцидов и прочих разных цивилизационных изысков. В частности, откровенных издевательств по поводу людей, погибших в катастрофах. Ну и пришлось вспоминать, что же я такое, собственно, сказал.
Вспомнил. Оказывается, все дело в том, что на Украине наблюдается сильный упадок культуры вообще и языковой в частности. Поскольку диалог со мной, на который ссылаются пышущие гневом украинские националисты, был выстроен примерно так. Вопрос: "И что нам делать с Украиной?" Я: "Для начала нужно разобраться, что вы хотите получить. Если это, то .… Если так, то …". Собственно, ничего нового, я просто применил достаточно часто используемый риторический прием, призванный усилить в ответе понимание того обстоятельства, что у России нет понимания того, что для нее "образ победы" в отношениях с Украиной. Или, даже, вообще, образ Украины.
То есть, в частности, если вы хотите восстановить Украину в составе нового СССР, то националистов нужно прижать к ногтю. Это чистая логика, ничего личного. Отмечу, что я сам своей личной позиции здесь не высказал, поскольку у меня ее тоже нет: лично мне, конечно, хочется, чтобы я мог заехать на свою историческую Родину, город Могилев-Подольский Винницкой области, но не настолько, чтобы самостоятельно что-то там на Украине менять. Но как патриот я должен отметить, что отсутствие позиции по отношению к ближайшему соседу (не говоря уже о братском народе) — это не совсем правильно.
Не сказал я и еще одной вещи, немножко банальной, о том, что восстановление СССР сегодня невозможно. От слова совсем. Теоретически можно попытаться построить некий аналог, но только на совершенно других принципах. Собственно, я этот пример привел в дискуссии как раз потому, что любому нормальному слушателю понятно, что он носит абсолютно искусственный характер. Нормальному, то есть не украинскому.
И вот тут возвращаюсь к главному вопросу. Поскольку здесь я полностью владею темой (то есть знаю, что говорил, что при этом имел в виду, есть запись этой дискуссии, и можно ее перечитать), то могу сделать вывод: украинские комментарии к ней глубоко неадекватны и направлены на то, чтобы разжигать страсти, а вовсе не мирить людей (что, собственно, и есть мое большое желание). Собственно, их логика довольно четко описывается старым анекдотом: "Дорогая, ты не права". "Ах, я не права, значит, я вру. Если я вру, значит, я брешу. Если я брешу, значит, я — собака… Мама, он меня сукой обозвал!"
Но если украинские комментаторы настолько не в состоянии прочитать и проанализировать то, что можно прочитать, то возникает естественное предположение, что читать они либо не умеют (скорее всего, разучились, о чем я и написал в самом начале текста), либо и не хотят. А отсюда автоматически следуют разные грустные выводы о современном состоянии украинского общества. Опять-таки — ничего личного. Ну и главный вывод: к любым политическим аргументам украинской стороны нужно относиться примерно так, как к этим комментариям моего текста. То есть — без всякого доверия!
Михаил Хазин, экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу