1 сентября известный экономист, кандидат в Госдуму от партии "РОДИНА" Михаил Хазин принял участие в телевизионных дебатах на канале ТВЦ. Тема – обеспечение доступности и качества образования.
"Мы считаем, что самая главная задача образования – это воспитание патриота. По этой причине у учителей должны быть возможности не только учить детей знаниям, но и отношению к своей стране, и к своему народу. Мы считаем, что надо радикально отменить все те преобразования, которые проходили в нашей стране последние 10 лет. Мы считаем, что необходимо отменить ситуацию, в которой обслуга в школе получает больше, чем преподаватель. Мы считаем, что школьник, выходя из школы, должен знать столько, сколько он знал при советской власти, а не сейчас. Нужно срочно и немедленно восстанавливать систему образования, в противном случае – нашу страну ждет катастрофа. Партия "РОДИНА" №1, голосуйте за "РОДИНУ", - заявил в начале программы Михаил Хазин.
"Суверенитет образования, безусловно, должен быть. Главная задача учителя, если речь идет о школе, состоит в том, чтобы воспитать патриота. Наша система образования – немецкая 19 века. Именно об этой системе, согласно исторической легенде, были слова Бисмарка, который на вопрос: "Кто выиграл войну?" ответил: "Войну выиграл школьный учитель". Мы должны понимать, что школьный учитель – это главная фигура. Он не должен заполнять бессмысленные бумажки. Существует три документа, с которыми учитель должен работать. Это школьный журнал, это тетрадки, которые он проверяет, и это дневник школьника. Все остальное, если этого хотят, пусть заполняют чиновники", - уверен эксперт.
"Мы должны, прежде всего, получить патриотов своей страны. Мы должны возвращать советские школьные программы, потому что то, чему учат сегодня детей – это запредельное и по уровню, и по качеству. Мы должны воспитывать школьника так, чтобы он умел мыслить. Система ЕГЭ убивает мысль полностью. Я много учил детей в 80-е годы, и я вижу то, что сегодня выходит из школы. У меня иногда волосы на голове встают дыбом. Программы очень слабые. Их надо радикально менять, скорее всего, возвращать советские. У учителя нет времени возиться со школьниками, потому что он заполняет бессмысленные бумажки. А у школьника нет ответственности за обучение. Школьника нельзя выгнать с уроков, если он плохо учится", - посетовал экперт.
"Есть еще очень много вещей, о которых я сейчас не буду говорить. Если говорить о вузе, то нужно сильно повышать зарплату, причем профессорам. Система, в которой технические работники, например, проректора, получают в десять раз больше, чем профессора, нужно отменять. И опять-таки нужно возвращать программы, которые готовят специалистов, потому что бакалавры – это люди, которые не знают ничего, а в магистратуру берут далеко не всех. В целом можно отметить, что та задача, которую ставила партия Медведева, проводя эту реформу, состояла в том, чтобы дети "быдла" конкурировали с детьми "элиты". Эту систему надо закрывать навсегда. Образовательная система должна быть для всех, а не для узкой группы людей", - заявил Михаил Хазин.
"Всегда в нашей стране учитель был ключевой фигурой общественной жизни. К сожалению, реформы последних лет эту ситуацию изменили. Сегодня учитель даже в школе не является главной фигурой. Зарплату определяет директор. Директор не может быть учителем. Директор – это наемный менеджер от министерства образования. И он занимается бизнесом. По этой причине нужно изменить систему отношений учителей-родителей-государства. Например, у нас должны быть сформированы попечительские советы из родителей, которые должны быть наделены правом увольнять директоров. Нам нужно изменить ситуацию, при которой директор получает больше учителя. Нам нужно изменить ситуацию, в которой наемный ректор получает больше, чем профессор: потолок ректора должен составлять 80% от зарплаты самого низкооплачиваемого профессора вуза", - добавил кандидат в Госдуму от партии "РОДИНА" Михаил Хазин.
"Учитель не должен зависеть от родителей, а директор, наверное, должен", - сделал ремарку Хазин.
"Нам необходимо ввести ответственность чиновника за результат. Если вице-губернатор, курирующий образование, два года допускает, например, снижение уровня, скажем по сочинениям, то он увольняется с госслужбы навсегда. Аналогичная ситуация с руководителями районными, городскими и так далее. Надо восстанавливать, я еще раз повторяю, систему советского образования и советские программы. Лучше этого пока никто ничего не придумал", - уверен он.
"К сожалению, в таком формате сказать что-то осмысленное невозможно. Например, надо было сказать, что надо отменять совершенно вредительскую систему подушевой оплаты образовательных учреждений, по которой двоечников нельзя выгнать, так как это скажется на бюджете. Я очень рассчитываю на то, что в Госдуму придут люди, которые будут менять ситуацию", - заключил дискуссию Михаил Хазин.