Председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев выступил на VI конгрессе Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), который открылся сегодня, 30 марта 2019 г., в Москве. Мероприятие посвящено 30-летию представительской демократии в современной России. Тема моего доклада: "Для чего нужна новая партия?"
Публикуем тезисы доклада лидера партии "РОДИНА":
Сегодня повышенный интерес в европейской политике мы проявляем к новым, так называемым популистским проектам. Особенно в преддверии выборов в Европарламент.
"Новый популизм" - единственная на сегодняшний день живая идеология, пришедшая на смену отжившим политическим формам.
И основной целью борьбы популистов является борьба за традиционную мораль и против старой элиты.
Новые политические партии Европы пользуются голосами тех, кто борется с безграничной толерантностью и попиранием консервативных ценностей, а также стремятся ограничить уровень глобализации своих национальных государств.
Безусловно и мы, как часть глобального мира будем сталкиваться с похожими проявлениями этого процесса в нашей политической системе.
Настоящее время характеризуется низкой готовностью нашей политической системы к изменениям, происходящим в обществе. Реакция на последние реформы и снижение доходов граждан ещё не до конца просчитана, и голосование за домохозяек против профессиональных политиков – только первые ласточки. Как я вижу задачи, стоящие сегодня перед политической системой?
Мы имеем колоссальный запрос на новую партию, как институт участия в политике. Не только среди избирателей, но и среди элит. По данным социологических исследований 42% опрошенных не смогли назвать партию, которая выражает их интересы.
КПРФ слабо выполняет эту функцию, вследствие идеологического догматизма, а ЛДПР вследствие высокого антирейтинга вождя. Традиционные старые партии потеряли свою актуальность и с точки зрения власти, и с точки зрения избирателей.
Дайте регионам новую политическую организацию, не вызывающую отрыжку, и при этом внушающую уверенность в её системности и совершенно новая политическая система состоится на наших глазах.
Государство и общество в равной мере испытывают колоссальный запрос на новую политическую организацию, которая бы обеспечила:
- эффективную преемственность власти,
- широкое гражданское участие в политических процессах,
- дала бы внятные и решительные ответы на вызовы времени.
Эта партия должна вернуть доверия населения к политическим институтам, а также создать условия для нового консенсуса в рядах истеблишмента, сформировать позитивную стратегическую повестку дня.
Она должна стать партией СИСТЕМНОГО ОБНОВЛЕНИЯ!
Если новая партия будет демонстрировать два единоначалия:
Связь с народом и политическую инфраструктуру (фракции в регионах и ГД) с одной стороны, а со второй быть носителем антиэлитной идеологии, бороться с глобализацией за национальную идентичность и реализовывать запрос на "новую искренность", то она сможет рассчитывать не менее чем на треть голосов избирателей и считаться гаванью для политиков нового времени.
БОЛЬШЕ ПОПУЛИЗМА – БОЛЬШЕ ЛЕГИТИМНОСТИ!
Процессы делегитимизации выборных институтов прошли точку невозврата. Глупо надеяться, что достаточно лишь подновить «выборный интерфейс», а саму систему оставить прежней. Не выйдет.
По данным результатов исследования, проведенного в октябре 2018 года, 61% населения негативно оценивают деятельность Государственной думы, 42% населения отрицательно оценивают деятельность региональных властей. Дальше уже некуда.
Новую легитимность выборных органов способно обеспечить только наличие нового политического проекта: партии системного обновления.
Избиратель уже не хочет голосовать за кандидатов партии власти и ищет меньшее зло в бюллетене.
Странно думать, что партийного выбора это не коснется. Вероятно, в Государственной Думе может появиться фракция оппозиционных одномандатников и новый список за который голосовали "от противного".
Поражение действующего губернатора Орловой во Владимирской области и Зимина в Хакасии позволило серьёзно снизить накал протеста в этих регионах. При этом не смотря на вопли некоторых деятелей коллапса в управлении этими регионами не произошло. Зарплаты и пенсии платятся, ЖКХ как работало, так и работает. Однако, в целом, стабильность системы только усилилась, несмотря на ряд политических разногласий.
Безусловно конкурсы типа "Лидеров России" важны и актуальны. Однако, вспомним поздний СССР, когда через сито комсомольской организации вышли будущие олигархи и партработники новых политических сил. А уличные трибуны и независимые депутаты Верховного Совета стали истинно общественными лидерами.
И сегодня по итогам губернаторских выборов заметно, что электоральные лидеры, чаще всего действуют против партии власти.
Лидеры России – против Единой России.
На днях мы вспоминали страшную дату, как 20 лет назад на территорию остатков бывшей Югославии сбрасывали бомбы с обеднённым ураном для укрепления демократии в регионе.
Давайте вспомним, что этому предшествовало:
Осенью 1990 года состоялись первые многопартийные выборы в югославских республиках, чему предшествовали 10 лет накопления недовольства политической системой и федеральной элитой.
А через полгода на месте бывших избирательных штабов политических партий открылись штабы восстания и начали выдавать автоматы Калашникова.
Началась гражданская война, которая закончилась распадом государства.
Иногда бывает так, что выборы проводить уже поздно. Градус кипения достигнут.
Какой будет новая партия?
Классические политические идеологии, возникшие на рубеже XIX-ХХ веков, полностью выработали свой максимальный ресурс и на сегодняшний день являются исчерпанными, мертвыми формами.
Политические партии, которые действуют на их основе, работают вхолостую.
По итогам проведенных фокус-групп люди хотят, чтобы партия ушла от идеологии, а пришла к набору идей и ценностей. Чтобы конкретно говорили и делали (Что? Когда? И как? пытаются добиться). При этом респонденты хотят видеть четкий план действий. Также исследования демонстрируют тренд, что наши граждане не воспринимают классические оси политических координат (левые-правые-социалисты-демократы и т.д.). Происходит уход исключительно в ценностные ориентиры.
Новый партийный проект неизбежно предполагает творческий синтез различных актуальных рабочих форм «слева» и «справа» одновременно. Монархисты с социалистами, радикалы с консерваторами, традиционалисты с прогрессистами и так далее.
Такой право-левый альянс сможет преодолеть сложившиеся стереотипы и позволит избирателям обрести истинно народную и понятную политическую силу. Новая партия, должна быть в первую очередь «народной» и работать в самом низу «начиная с подъезда и двора».
Наша же задача не только активно понаблюдать за этими изменениями, но и внести свою лепту.