ФСИН предложил, а Минюст согласился активнее использовать труд заключенных вместо трудовых мигрантов. В том числе на крупных промышленных и жилых стройплощадках. Идея возникла на фоне того, что из-за пандемии мигранты не смогли въехать в страну и возник глубокий кадровый кризис. Министр Юстиции Константин Чуйченко считает интересными проекты, где численность лиц, которые отбывают наказание в виде исправительных работ, будет составлять тысячу и более человек. Предложение восполнить дефицит рабочих рук на российских стройках именно силами заключенных было встречено неоднозначной реакцией со стороны экспертного сообщества. И не только потому, что это очень уж напоминает практики репрессионных 30-х годов прошлого века.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Ленинградской области Валерий Шинкаренко, признанный эксперт ТПП в миграционном и трудовом законодательстве надеется, что предложение не станет законодательной инициативой, а так и останется популистским заявлением:
- Это предложение по сути своей не поддается разумному объяснению. Последнее время все чаще говорят о том, что России необходимо менять миграционное законодательство и привлекать работодателей к формированию нормальной внутренней культуре трудовых отношений. Но такая повестка угрожает всем тем, кто наживается на мигрантах. Им необходимо сохранить существующую систему. Поэтому в информационное пространство вбрасываются такие идеи. Это нужно для того, чтобы напугать людей. Строительство идет всюду в густонаселенных районах городов, где каждый подумает: "Лучше уж мигранты, чем заключенные". К тому же использование труда зэка станет не рентабельным, поскольку придется тратить ресурсы на охрану объектов. Мы считаем, что нужно прекратить заниматься популизмом и провокациями, а начать уже полноценную работу по кадровому планированию. Россияне с тем же успехом могут работать на стройках, если у них есть гарантии оплаты и понятные правила рынка. Работодатели же в свою очередь должны осознать необходимость повышения производительности труда, а не заниматься изысканием рискованных и нелегальных способов сэкономить на рабочей силе.
Мнение Валерия Шинкаренко разделяет историк, председатель экспертного совета международного общественного движения "Гражданский мир" Дмитрий Рущин:
- Это большой миф, что только мигранты согласны на тяжелую работу. Просто такое положение дел многих устраивает, в том числе, и власть предержащих: мигранты более послушные, их легче обманывать. Труд заключенных никогда не был эффективным. Они трудятся в местах лишения свободы, овладевают профессиями, но решать народно-хозяйственные задачи с их помощью вряд ли получится. Если развивать тему, так недолго вернуться в 30-е годы, когда на народные стройки спускалась разнарядка на аресты.