Количество случаев загрязнения атмосферы в России в текущем году уже в три раза превысило показатель предыдущего года. Таким образом побит рекорд по уровню загрязнения атмосферы в российских регионах за последние 16 лет. Наиболее загрязненные регионы – Самарская и Оренбургская области, а также Бурятия. Об этом сообщает РБК в публикации, подготовленной по материалам исследования аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В текущем году было зафиксировано рекордное количество случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха, что нанесло существенный вред окружающей природе и здоровью населения.
По данным FinExpertiza, основными загрязняющими веществами в регионах стали бензпирен, крайне токсичный продукт горения и опасный канцероген, а также сероводород – ядовитый газ, образующийся на промышленных предприятиях и свалках. Фиксировались случаи загрязнения воздуха свинцом, формальдегидом, этилбензолом, хлоридом водорода, оксидом углерода и диоксидом азота.
Около четверти зафиксированных случаев загрязнений атмосферы в 2020 году произошло зимой. По информации FinExpertiza, это связано с началом отопительного сезона, когда негативное воздействие на атмосферу традиционно возрастает. "Однако особенностью 2020 года стал резкий рост загрязнений в июле, августе и сентябре, – говорится в докладе. – За один только сентябрь было зафиксировано больше загрязнений, чем за весь прошлый год".
Согласно выводам доклада, в 2020 году случаи загрязнений атмосферного воздуха были сконцентрированы преимущественно в нескольких регионах. Более половины – 112 случаев – пришлось на Самарскую область. Далее по числу загрязнений с большим отрывом следуют Бурятия (22 случая), Оренбургская область (9), Забайкальский край (8) и Красноярский край (7). Среди городов, на территории которых было зарегистрировано больше всего загрязнений атмосферного воздуха, – Самара, Селенгинск, Чита, Улан-Удэ и Красноярск.
"Некоторые эксперты утверждают, что рост сообщений о случаях загрязнения обусловлен ростом числа проб воздуха. Но анализ ситуации не позволяет однозначно согласиться с такой оптимистической точкой зрения, – считает член регионального Штаба ОНФ, координатор Центра ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Самарской области, председатель Совета Самарского регионального отделения партии "РОДИНА" Сергей Мирошниченко. – Напомню, что речь идет о фиксации рекордного количества случаев высокого и экстремально высокого загрязнения, которые совершенно очевидны и ощущаемы без всяких специальных проб воздуха".
"Увеличение количества различных экспертиз и других экологических мероприятий действительно планировалось в рамках федерального проекта "Чистый воздух". Но, как утверждает председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, с 2019 года ни один из регионов – участников проекта "Чистый воздух" так и не получил средств из федерального бюджета. Дело в том, что в 2019 году Минприроды не успело подготовить соответствующие документы, а в 2020-м средства вернулись в резервный фонд из-за пандемии коронавируса.
Весьма сомнительно, что дальше будет лучше, так как в новом проекте бюджета на 2021–2023 годы количество средств, выделенных на программу "Чистый воздух", значительно сокращено по сравнению с предыдущим бюджетом. Все это позволяет говорить о том, что исполнение указа президента в части реализации проекта "Чистый воздух", мягко говоря, находится под угрозой.
В начале пандемии было распространено мнение, что закрытие предприятий и снижение транспортного потока позитивно скажется на экологической обстановке. Да, во многих зарубежных странах так и произошло, но мы и здесь стали исключением. Основные промышленные мощности страны продолжили работу, при этом вопросы соблюдения экологических норм во время пандемии резко отошли на второй план. И эта практика может продолжиться, стать обыденной нормой, ведь во время кризиса, как говорится, не до жиру, не до экологических "излишеств".
В сложившихся обстоятельствах многое будет зависеть от общественного мнения, от гражданской позиции жителей региона, страны. По каждому факту такого экологического преступления необходимо добиваться широкой публичной огласки, общественного обсуждения и осуждения, проведения открытого расследования и принятия природоохранными ведомствами, правоохранительными органами и властными структурами решительных, жестких мер. Иначе рост экологических антирекордов нам не остановить", – заключает Сергей Мирошниченко.