Ни один российский регион не готов к выбору единого оператора по обращению с отходами, как того требуют принятые в декабре 2014 года поправки в федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Механизм этой реформы настолько сырой, что операторами будут готовы стать только безумцы. Серьезный бизнес на это не пойдет, уверены участники круглого стола "ДП".
Валерий Шинкаренко, руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Ленинградской области:
- Чиновники не хотят обсуждать проблемы рынка переработки отходов. Мы регулярно приглашаем их на всевозможные мероприятия на эту тему. За март, например, прошло четыре таких мероприятия, но ни один чиновник на них не пришел.
А вопросов у нас очень много. Один из главных: когда в Приморском районе перестанет вонять? Что собираются делать с полигоном Новоселки, чтобы прекратилось распространение этого запаха? Кому задать эти вопросы? Не знаю.
В феврале мы проводили два мероприятия на полигоне Новый Свет под Гатчиной. Там был владелец этого полигона Анатолий Язев (генеральный директор и крупнейший совладелец ПАО "Автопарк № 1 "Спецтранс". — Ред.). И мы буквально выбили из него информацию, что через 2 года Новый Свет закроется. А ведь кроме Нового Света возить сегодня твердые бытовые отходы практически некуда. Значит, нужен новый мусороперерабатывающий завод. Когда он будет построен? Опять неясно.
Еще один вопрос: комитет по благоустройству Петербурга потерял по отчетности в прошлом году 1 млн м3 мусора — это примерно 136 грузовиков в сутки. То есть эти отходы по документам образовались, но по документам же не пришли ни на полигоны, ни на заводы. Вы понимаете, что мы делаем с нашей родиной? Мы дикари! Куда девались эти отходы? Отвечу: посмотрите, сколько в прессе, в Интернете объявлений от компаний, готовых вывозить мусор. Десятки. Из них мы знаем три крупные компании, а большинство — это те, кто возит мусор под кусты. По расчетам операторов рынка, которые точно знают его объемы, это 1 млрд рублей теневого дохода в год. Инвесторы готовы вкладывать средства в мусоропереработку. У них есть деньги, и условия они могут предложить вполне приемлемые. Но у государства нет центра принятия решений. Не к кому обратиться. А кредиторы заинтересованы в гарантиях возврата средств, поскольку инвестиции длительные.
Как достучаться до наших руководителей? Ответа у нас нет и на этот вопрос. Сегодня нет договоренности между Петербургом и областью о том, где размещать отходы. Бизнесмены самостоятельно решить эту проблему не могут. Как и множество других проблем отрасли по обращению с отходами. Бизнесмены зависят и от одной администрации, и от другой. Надо объединять два субъекта федерации — бизнесу будет проще работать, а людям легче жить. Мы не можем выходить на улицы с акциями протеста — сейчас неподходящее время для того, чтобы раскачивать лодку. Но нельзя и позволять чиновникам отсиживаться в своих кабинетах. Мы подготовили обращение к губернаторам Петербурга и Ленинградской области. В нем мы излагаем свое видение ситуации в отрасли обращения с отходами и задаем имеющиеся у нас вопросы к руководителям регионов.
В Петербурге отсутствует системный подход к решению проблем бытового мусора, количество которого неуклонно возрастает в связи с массовым строительством нового жилья и объектов социальной инфраструктуры. Нет комплексного решения взаимосвязанных проблем образования, переработки, транспортировки и утилизации отходов. Каждый регион пытается решить эти проблемы по–своему. Если для Ленинградской области в рамках даже действующего законодательства эта проблема в ближайшие 5 лет может быть решена, то для Петербурга без участия соседнего субъекта эту проблему решить невозможно. Осложняют ситуацию и дефекты природоохранного законодательства, особенно в отношении органических отходов сельскохозяйственного производства, которые отнесены к III–IV классам опасности, что резко и необоснованно поднимает планку требований к сельхозтоваропроизводителям в части их традиционного использования для приготовления органических удобрений и внесения их на поля для поддержания плодородия сельхозземель, садово–парковых территорий и газонов. Дальнейшее промедление в разработке и реализации комплекса мероприятий по сокращению и утилизации отходов в Петербурге и Ленобласти может привести к тяжелейшим последствиям для окружающей среды.
Участники заседания дискуссионного клуба "Родина на Неве" рекомендуют губернаторам и органам законодательной власти Ленобласти и Петербурга, во–первых, внести изменения в документы перспективного (стратегического) планирования социально–экономического развития регионов, вытекающие из необходимости ограничения роста объемов образования мусора, бытовых, промышленных отходов, которые могут быть переработаны и размещены на территории обоих регионов, и не допускать их превышения. Объемы жилищного строительства привести в соответствие с реальной потребностью населения, а не с желаниями банков и застройщиков извлечь из этого прибыль.
Во–вторых, исключить впредь создание новых полигонов для приема, накопления, хранения и захоронения мусора. Планировать создание только мусороперерабатывающих предприятий, обеспечивающих полную переработку поступающего мусора и отходов и использование получаемых после переработки продуктов. В–третьих, разработать схемы размещения предприятий по приему и переработке мусора и отходов, представить их на экспертизу и обсуждение общественности. Утверждение схем произвести только после положительного заключения по результатам общественной экспертизы.
В–четвертых, создать из представителей соответствующих направлений науки, производственных отраслей, общественных экологических организаций экспертную группу по рассмотрению проектов мусороперерабатывающих предприятий с целью отбора наилучших проектов с наиболее эффективными технологиями.
Пятое: оплату транспортным компаниям, перевозящим отходы до мест приемки и переработки, производить через организации, принимающие и перерабатывающие мусор и отходы, при наличии документов, подтверждающих факт приемки.
Шестое: ускорить реализацию комплекса мер по реконструкции и рекультивации полигона Новоселки в рамках утвержденного в 2012–2014 годах проекта. Опубликовать для информирования общественности графики работ по данному полигону.
И наконец, представить информацию общественности о состоянии работ по рекультивации полигона Красный Бор и о планах чрезвычайных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды в районе полигона.