Поиск по сайту

Вадим Зазимко: Мобилизационная экономика – необходимость этапа становления отечественной реальной экономики

Огромные ресурсы России всё больше и больше манят к себе агрессивные силы западного мира
Категория — Статьи и мнения
Опубликовано 6 июня 2014

"Для страны и народа наступило новое время - время ожесточенной борьбы за наши исключительные интересы и право на самостоятельную жизнь и безопасность. …Новое время требует проявления нашей воли и общенациональной мобилизации" - Дмитрий Рогозин.

Огромные ресурсы России всё больше и больше манят к себе агрессивные силы западного мира. По данным специалистов природные богатства России превосходят ресурсы США в 4 раза и оцениваются в 140 трлн долл.  Российская Федерация располагает самыми крупными в мире разведанными запасами апатитов (64,5% общемировых), природного газа (35,4%), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), свинца (12%), меди (11%), одними из крупнейших в мире месторождений золота, платины, алмазов. Россия занимает первое место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины, а также пресных поверхностных и подземных вод — более 20% мировых ресурсов.

Борьба за эти ресурсы отражает все возрастающие аппетиты жаждущих власти и влияния мировых кланов и апологетов ценностей западного мира, вводящих для себя особую исключительность управления миром, полную бездуховность и цинизм к другим человеческим жизням и целым народам. Как могучего зверя стремятся со всех сторон обложить флажками, так и Россию все плотнее пытаются окружить марионетками, повязанными грязными делами, с последующим подтягиванием своих военных баз. А там, где страны не хотят ложится под чуждого им "мирового правителя", то деньгами, подкупами предателей, хитроумными политтехнологиями, стремятся провести "цветные" революции, не задумываясь о судьбах, живущих на этих территориях народов. Лишь бы оттянуть на себя еще больше мирового пространства, подавить духовность и волю России, чтобы попытаться в дальнейшем ее расчленить, задушить и безраздельно воспользоваться богатствами нашей Родины.

В смутные времена 1991 года не удалось сразу захватить наши территории, так в последующем через своих "агентов влияния" старались растащить лакомые куски национального достояния под видом внедрения либеральной экономики.  Но неожиданно для всех этих "заклятых друзей" встал в руководстве страны истинный патриот своего Отечества -  Владимир Путин и поднял Россию с колен. Стала развиваться страна, не забывая и про своих главных союзников – армию, флот и соответствующую оборонную промышленность. Увидели западные правители, что Россия может и за себя постоять, и своих в обиду не дать. Ещё больше испугались, когда осознали, что оборонно-промышленный комплекс может реально развиться и переплюнуть все эти военные силы НАТО и прочие силы влияния. Отсюда придумывание всяческих санкций и запретов.

В этих условиях Россия должна выбрать свой путь развития, свое становление экономики, а не тот суррогат, что нам нашептывали псевдоэкономисты-либералы, втягивая страну в бессмысленное для нас ВТО и прочую зависимость.

Необходимо обратить внимание и на мировую тенденцию к уходу от либеральной модели экономики. В лидеры рейтинговых списков уже входят Китай, Сингапур, Бразилия и ряд других крупных государств, в которых осуществляется оптимальное сочетание государственного планирования и регулирования с открытой рыночной экономикой.

Академик РАН Н. Шмелев, бывший сторонник либеральной рыночной экономики, спустя десятилетие сообщил, что оказывается, "ослабленная, находящаяся в глубоком кризисе Россия помогала и продолжает помогать Западу. На один доллар видов западной помощи, займов и кредитов, поступающих в Россию, все эти годы приходилось примерно четыре долларов оттока средств из нее, вкладываемых в экономику Запада". Кстати, тотальное наступление либерализма в нашей стране он определил, как "грандиозный исторический обман". (Вопросы экономики. 2000. №12,).

И сейчас становится ясным, что в современных условиях, учитывая наш исторический опыт, менталитет нашего народа и прямую угрозу нашему существованию, - необходимо становление отечественной реальной экономики через внедрение мобилизационной экономики, программно-целевого метода государственного управления и создание эффективных промышленных альянсов, кластеров.

Мобилизационная экономика — это прежде всего такая экономика, ресурсы которой могут быть спланированы государственной властью и организованы таким образом, чтобы успешно противостоять внешним угрозам существования страны и максимально эффективно использованы для внутреннего развития страны в сложный период времени.

Дополнительно следует отметить, Военная доктрина РФ, введенная в действие Указом Президента РФ от 05.02.2010 г. №146, определяет, что перевод экономики с мирного на военное время (мобилизация экономики) осуществляется в целях всестороннего и полного обеспечения потребностей обороны страны, деятельности государства, жизнеобеспечения населения страны, а также обеспечения других нужд государства в военное время.

Но прежде всего Мобилизационная экономика – эффективный, исторически выверенный способ сохранения и развития государства в сложный период его существования. Нам известны результаты применения принципов мобилизационной экономики, давшие экономический прорыв Советского Союза в 30-е годы и в послевоенное время. Именно таким образом проведено эффективное восстановление и развитие экономики в Японии и резкий подъем промышленности в Китае.

По воспоминаниям академика Б. Чертка, что когда США обнаружили, что СССР ушёл далеко вперед по проектированию и созданию ракетоносителя "Энергия", то эксперты США пришли к единому выводу, что в реализации таких масштабных проектов рыночная экономика безнадежно проигрывает мобилизационной. И Правительство США приняло беспрецедентное решение о государственном регулировании и контроле всех участников этой программы, используя именно советский мобилизационный метод.

Учитывая наличие огромных запасов природных ресурсов, полное самообеспечение энергией, развитую научно-техническую базу, опытные кадры и систему их подготовки, необходимо государству вернуться в экономику, как активному участнику производственно-хозяйственной деятельности. В наше непростое время надо ввести общегосударственное стратегическое (долгосрочное) планирование мобилизационной экономики, планирование основных отраслевых индикаторов (в том числе и в натуральном выражении), стимулировать внутренний рынок крупными государственными заказами, (прежде всего основных видов промышленной продукции с приоритетом оборонного назначения) и жестко контролировать выполнение планов, вплоть до уголовного наказания за их срыв.

Организация самодостаточного внутреннего рынка - основа мобилизационной экономики страны, где как инструментарий реализации стратегических планов стоит полномасштабно использовать программно-целевой метод государственного управления, который позволяет применить системный подход к увязке разрабатываемых целей экономического развития и необходимых ресурсов при помощи специальных программ. При этом каждая программа -  комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития экономики, упорядоченных в виде "дерева целей", где приоритетность определяется через подход "эффективность – время – стоимость".  

Для этого предстоит модернизировать многие действующие предприятия и построить новые с государственным управлением. Но лишь техническая модернизация не даст ожидаемого эффекта. Наряду с ней необходимо осуществить организационное переустройство экономики, внедрить современные механизмы управления. Организация и управление в отраслях должны быть сориентированы на современные конструкторско-технологические решения (качество в его самом широком понимании), минимальные сроки инновационных производственных циклов и конкурентоспособную цену. Для этого должны быть обеспечены все необходимые условия, главными из которых являются организационные факторы. Обеспечение высокого уровня концентрации производства, его предметной и технологической специализации и надёжной кооперации – вот залог успеха. И это прямая обязанность государства по созданию эффективных промышленных альянсов, кластеров, нацеленных на конечный результат и решения, прежде всего, государственных задач.

Производство особо сложной научно-технической продукции (ракеты, самолеты, корабли) по сути своей должно быть построено на возрождении института Генеральных конструкторов и научно-производственных объединений. В связи с этим от имени государства всю полноту ответственности за развитие того или иного важного направления экономики должна взять на себя не какая-либо коммерческая организация, как это имеет место сейчас, а государственное учреждение, нацеленное на отстаивание прежде всего государственных интересов, во главе с опытными кадрами, прошедшими объективный конкурс и имеющих огромные полномочия для реализации поставленных задач.

Да, мы находимся в рыночных условиях развития общества, но при наличии большой и гарантированной потребности государства в рамках промышленных альянсов, кластеров возникнет значительная потребность в выполнении кооперационных заказов и услуг для малого и среднего бизнеса, что и приведет к его развитию. Выполнение крупных научно-технических, промышленных задач, как свидетельствует структура отечественной экономики, еще не под силу нашему большому бизнесу, "…поскольку российский бизнес недостаточно мотивирован и организован для решения стратегических задач национального развития". (Вопросы экономики. 2011. №6. Совместное заседании Ученых Советов ИЭ РАН и ИЭФ). За государством должны остаться стратегические отрасли, за частным бизнесом – свои собственные ниши в общественном разделении труда, которые в настоящее время могут реально поднять и эффективно использовать частные предприятия.

Основным приоритетами российского государственного управления должна стать работа, направленная на повышение уровня развития производительных сил и, прежде всего, человеческого капитала, а также проведение на новом качественном уровне реиндустриализации страны, подъем агропромышленного комплекса, изменение финансовой системы с ориентацией на собственные возможности. Необходимо реформирование системы образования, восстановление роли и значения академической и отраслевой науки, интеллектуализации всех сфер общественной жизни. Инвестиции в человеческий капитал, развитие науки и техники являются наиболее целесообразными. Именно они главным образом обеспечивают повышение производительности труда. Подсчитано, что за последние двести лет производительность общественного труда повысилась в тридцать раз именно за счет его интеллектуализации. В современных условиях информационной революции, когда внедрение достижений науки и техники является решающим фактором экономического прогресса, – все это имеет исключительно важное значение. ("Основы концепции современного возрождения России". О.А. Котолупов, П.А. Хриенко. ИТ "АРИАЛ", 2013).

Вопросы финансирования мобилизационной экономики решаются прежде всего в рациональном распределении налогов, пошлин, сборов и организации государственной ренты на природные ресурсы, а инвестиционные возможности накопленных средств в специализированных фондах – на реальные промышленные проекты, а не на содержание в западных экономиках и растрат в надуманных инфраструктурных проектах. Либеральными экономистами принято считать, что Россия не обладает необходимыми финансовыми источниками для внутреннего инвестирования. Расчеты специалистов показывают совершенно иное. Так, по заключению профессора С. Авакьяна, только доходы от нефтегазового комплекса России при рациональном их использовании могут в существенной степени покрыть потребности целевого внутреннего инвестирования. Он, в частности, отмечает, что в период бурного роста цен на нефть и газ Россия получила огромные доходы, но распорядилась ими предельно странно. Они в существенной степени были вложены в американские ценные бумаги, что фактически означало вместо поддержки собственного производителя, поддержку экономики других стран. (См.: Российская Федерация сегодня. 2011. №2. С.3).            

Особая роль стимулирования банков для кредитования долгосрочных промышленных проектов, оборонного сектора. Должны оперативно включаться механизмы государственных гарантий и государственной поддержки притока ресурсов в необходимые инвестиционные проекты.

Безусловно государству необходимо установить полный и прозрачный контроль расхода средств на госпрограммы и реализацию продукции на внешних рынках. Особенно важно осуществлять переход оплаты поставок отечественной продукции (прежде всего нефти и газа) за рубли. И энергично развивать, прежде всего, внешне экономические отношения с Юго-Восточной Азией и Китаем.

Под прямым государственным управлением должно стать также решение проблемы продовольственной безопасности, восстановление агропромышленного комплекса. Именно под непосредственным государственным руководством возможно и необходимо преодолеть тотальное разрушение сельскохозяйственного производства. Резервы для подъема сельского хозяйства в России имеются огромные. Так, статистика свидетельствует, что в Советском Союзе в 1991 году при 6% мирового населения в стране производилось 62,2% мирового производства пшеницы, 21,4% сливочного и 13% растительного масла, 15,7% – сахара, 11,7% – мяса, 30% – яблок и т.п. На душу населения производилось больше, чем в США масла, пшеницы, хлеба, яиц, картофеля, молока и другой сельскохозяйственной продукции (Хроника смутного времени. Сборник статей. М.: "Канон+", РООИ "Реабилитация", 2011.). Также должно быть усиление на развитие фермерского хозяйства, бесплатное предоставление земли для выращивания сельхоз культур и животноводства, стимулирование освоения новых земель. Вспомним, какой потрясающий эффект дали столыпинские реформы.

Еще есть много вопросов, которые при переходе на мобилизационную экономику необходимо обсудить экспертным сообществом, специалистам, но среди них особое внимание следует обратить на повышение правопорядка, жесткое правовое обеспечение. Именно наведение жесткого порядка и дисциплины в обществе, бескомпромиссная борьба с коррупцией обеспечат успешную реализацию реформ мобилизационной экономики, будут способствовать и дальнейшему росту страны в целом.

Но для скорейшей реализации такого вектора развития нашего Отечества необходима политическая воля руководства страны и, учитывая роль России в последних событиях в мире, уверены, что президент Владимир Путин имеет все возможности для реформирования национальной социально-экономической системы, а наши люди смогут "свернуть горы", как это уже было не раз в критические моменты русской истории.

Вадим Зазимко, руководитель Экономического Совета партии "РОДИНА", председатель Совета директоров НИИ "Звезда".

Республика Ингушетия (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.